Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. - Иммануил Кант
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Полная неуспеваемость. Несостоявшийся кандидат в президенты оспаривает в суде нормы сбора подписей

 
Полная неуспеваемость. Несостоявшийся кандидат в президенты оспаривает в суде нормы сбора подписей

(31.01.2012)
Требование собирать 2 млн подписей для регистрации кандидатом в президенты РФ является непреодолимым барьером для участия в выборах, считает лидер незарегистрированной партии «Воля» Светлана Пеунова. Единственная женщина, которая собиралась баллотироваться на пост главы государства, успела собрать около 243 тыс. подписей. Попытка Пеуновой опротестовать норму о подписях в Верховном суде тоже закончилась неудачно — в удовлетворении жалобы было отказано.

Жительница Самары Светлана Пеунова, создатель автономной некоммерческой «Академии развития», психолог, автор множества книг и лидер незарегистрированной партии «Воля», обратилась в Верховный суд, требуя отменить незаконный, по ее мнению, минимум в 2 млн подписей и обязать ЦИК зарегистрировать ее кандидатом в президенты. А также попросила ВС обратиться с запросом и в Конституционный суд, чтобы проверить на соответствие Основному закону статью 36 закона о выборах президента.

«Кандидатский минимум» в 2 млн подписей в поддержку претендента на пост главы государства был установлен в 2008 году, и уже тогда, напомнила суду Пеунова, члены ЦИК признавали, что «эта задача нереальна». Сбор подписей направлен на то, чтобы оценить масштабы поддержки кандидата гражданами, но если собрать 2 млн подписей за предоставленный законом срок нереально — значит, это намеренно созданный барьер, препятствующий регистрации. «1 декабря было объявлено о начале кампании. Но с учетом всех формальностей реальный сбор подписей начался не раньше 24 декабря, а 18 января был последний день для их сдачи», пояснила Пеунова, почему сборщики физически не могли обработать нужное количество подписей.

Успешную регистрацию Михаила Прохорова, единственного из претендентов, не представляющих парламентские партии (их кандидаты избавлены от сбора подписей), Пеунова объясняет тем, что олигарх нарушал закон. Проверять подписи в поддержку Прохорова должен не ЦИК, а Следственный комитет, говорит она. «Прохоров начал собирать подписи с 24 декабря, а уже 13 января сообщил, что все собрал, причем у него было 1500 сборщиков. Как он мог успеть? У меня было 1700 сборщиков, но мы честно собрали только 243 тысячи».

Норма в 2 млн отрезала от участия в выборах президента простых представителей среднего класса, а после выборов без их участия недовольство может быть еще масштабнее, чем после выборов в Госдуму, считает Пеунова. И подчеркивает, что была единственной женщиной-кандидатом. «Равенство полов у нас только на словах, формально», — поддержала ее адвокат Наталья Дмитриева.

Пеунова напомнила, что несправедливость требования сбора подписей признана на высшем уровне. «Дмитрий Медведев уже объявил, что намерен снизить норму, то есть признал, что требование собрать 2 млн подписей недемократично», — возмущалась она. Но судья Николай Романенков отказал в удовлетворении жалобы и оставил оспариваемые нормативы в силе. «Мы будем обжаловать это судебное решение, а также обратимся в КС», — сообщила «МН» адвокат Дмитриева.

У института сбора подписей в его нынешнем виде есть противники не только среди потенциальных кандидатов, но и в самом ЦИК. Член комиссии «яблочница» Елена Дубровина неоднократно высказывалась о необходимости либерализации требований к подписным листам: «Считаю, что предложенная Медведевым инициатива по снижению количества подписных листов для кандидатов в президенты до 300 тыс. — это разумная планка, — сказала «МН» Дубровина. — Институт сбора подписей, конечно, необходимо реформировать: сборщикам трудно ходить от двери к двери, а все, что собирается на улице, очень сомнительного качества».

По ее словам, люди редко носят паспорт в кармане. Расписываясь, они диктуют сборщику номер документа по памяти и часто ошибаются. Кроме того, на улицах в поддержку кандидата часто расписываются иногородние, чьи автографы потом в любом случае бракуются: правила требуют сортировать собранные в каждом регионе подписи по отдельным папкам. Совсем отменить сбор подписей нельзя, считает Дубровина. «Но можно и нужно установить разумный предел и исходить из того, что главное — не оформление, а свидетельство поддержки кандидата», — подчеркивает она.

Один из аргументов в пользу сбора подписей — страховка против «городских сумасшедших», которые всякий раз задолго до старта кампании засыпают ЦИК требованиями о регистрации. Но эксперт ассоциации «Голос» Андрей Бузин считает, что в нынешнем виде это «суперизбыточная страховка». «На президентских выборах можно снизить число подписей в 10 раз, а то и в 50, — сказал он «МН». — Собрать за один месяц 2 млн, тем более в праздники и в разных субъектах федерации, практически невозможно». Эксперт сомневается, что в эту кампанию кандидаты могли выполнить требования закона. «У меня такое ощущение, что на этот раз даже претензии ЦИК к Явлинскому обоснованны, — говорит он. — А что касается Прохорова, то я вообще не могу представить, как он собирал подписи, не имея партийной структуры».
2012ФедеральныеФедеральный уровень



31.01.2012 Статьи о выборах, Выборы 2012, Выборы Президента РФ, Избирательное законодательство, Дела судебные
Source: Москва
Московские новости Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: