Всё зашевелилось, и даже самые ярые приверженцы стабильности, призывающие сохранить ее любой ценой, своим поведением подтверждают, что никакой стабильности уже нет
Похоже, что события кануна президентских выборов активизировали некоторые общественные процессы, заставляя людей не только сплотиться и выйти вместе на Болотную площадь или на Поклонную гору (каждый город может здесь вставить собственные географические данные), но и внося раскол в ряды тех, кто совсем недавно казался единомышленниками.
Нижний Новгород тоже не обошли эти процессы. Они здесь проявляются достаточно ярко.
Так депутат Государственной думы РФ от Нижегородской области коммунист Денис Вороненков накануне общероссийской акции «За честные выборы» заговорил об опасности «оранжевой революции». В то время как его коллега – другой нижегородский коммунист в Госдуме, Николай Рябов – прикрывал 4 февраля (под видом встречи депутата с избирателями) несанкционированное шествие по главной улице Нижнего Новгорода. На шествие пришли те, кто не верит данным ЦИК об итогах выборов в Госдуму и хочет, чтобы на президентских выборах не был воспроизведен госдумский сценарий, те, от кого, по мнению коммуниста Вороненкова, веет «оранжевой революцией» и деньгами американского Госдепа.
Разброс мнений по одному вопросу в одном региональном отделении – потрясает. Можно сказать, что люди придерживаются противоположных взглядов, что не мешает им состоять в одной партии, и более того, каждый из них сочтен достойным проходного места на выборах в Госдуму.
После обнаружения таких глобальных противоречий внутри единой структуры уже практически не удивляет, что имеются некоторые трения между партиями и организациями, поддержавшими февральский митинг и занимавшимися организацией митинга и шествия «За честные выборы». После проведения акции другие участники высказали коммунистам претензии, что они были слишком заметны, что их флагов было слишком много, в то время как остальные отказались от использования собственной символики «во имя общего дела» - чтобы не оттолкнуть тех граждан, кто с итогами выборов тоже не согласен, но не готов встать под конкретные знамена и ассоциировать себя с коммунистами, лимоновцами, и т.д.
Поскольку совместных акций до президентских выборов пока не планируется, то разобщенность в стане оппозиции вряд ли примет острую форму. Но если в будущем все-таки появится необходимость выступить плечом к плечу, то уже есть взаимные претензии, уже есть взаимные противоречия, которые можно преодолевать.
Не отстают от оппозиционеров и представители партии власти. Нижегородские единороссы перед президентскими выборами развязали дискуссию о том, где строить и стоит ли строить вообще новое здание театра оперы и балета. Раньше этот вопрос не обсуждался, поскольку проект строительства в парке Пушкина поддерживает губернатор Валерий Шанцев. До сих пор его слово было решающим как в Законодательном собрании региона, так и думе Нижнего Новгорода. Депутаты гордумы этой осенью даже не посмотрели на имиджевый ущерб и по просьбе губернатора отменили только что принятый ими же самими закон о повышении ставок налога на имущество.
Но теперь выяснилось, что они радеют за деревья парка имени Пушкина (хотя, например, в свое время в борьбе за парк «Дубки» и парк «Швейцария» единороссы замечены не были). И сколько бы им ни говорили представители правительства Нижегородской области, что вырубка деревьев при строительстве нового театра не планируется, потому что театр будет построен на месте нынешнего ресторана «Онегин» - депутаты не обращают на это никакого внимания.
Доходит до смешного: высказываются предложения переноса театра в непосредственную близость Центрального рынка, в аварийное здание ДК Ленина. Здание, конечно, можно отремонтировать. Но сделать из ДК оперный театр – нельзя. Уж не говоря о том, что среда там для театра самая неподходящая. Печально известна участь кинотеатра «Канавинский», расположенного вблизи этого же рынка. Нижегородцы были не склонны искать культурного досуга в стенах этого кинотеатра, поскольку пробиваться к входу требовалось через бесконечные призывы что-то мерить и покупать, предложения принять участие в бесплатной лотерее (обычно всегда все сразу выигрывают, а потом им предлагают заплатить за то, чтобы получить приз), вежливые цыганские расспросы: «Что ты ищешь, милый/милая?», и т.п. На такие героические подвиги мало кто был способен, и театр оставался нерентабельным. В итоге он превратился в павильон для торговли.
Депутаты все это, конечно, знают. Они же все-таки не в вакууме живут, а в Нижнем Новгороде. И уж расположение крупнейших городских рынков и появление новых торговых площадей – это вопросы, которые не могут ускользнуть от их внимания. И не настолько они некомпетентны, как пытаются изобразить. Представить последствия соседства театра с рынком – они в состоянии. Уж не говоря о том, как хорошо им понятно, что значит демонстрация разнополярности внутри «Единой России» сразу после выборов в Госдуму и накануне президентских выборов.
Но депутаты городской думы продолжают старательно изображать глухоту и непонимание.
По всем признакам понятно, что перемены назрели во всех общественных слоях и пластах. Все чувствуют, что ситуация в стране меняется, и каждый по-своему хочет выжать и выторговать для себя новые – лучшие, конечно – условия. Для кого-то это сосредоточено в бизнес-интересах, для кого-то – в политике, для кого-то – в гражданском самовыражении.
Всё зашевелилось, и даже самые ярые приверженцы стабильности, призывающие сохранить ее любой ценой, своим поведением подтверждают, что никакой стабильности уже нет. Общество и страна переживают новый виток трансформации.
Ольга Моисеева