14 февраля в «Интерфаксе» состоялась первая в течение проходящей президентской кампании, да, пожалуй, и первая за все президентские кампании с начала нового века, совместная пресс-конференция двух кандидатов. Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский выразили свой протест против нарушения принципа свободных выборов. Поводом для этого стали результаты проведенного Компартией мониторинга телеэфира, из которого следует, что Владимиру Путину с начала агитационной кампании отводится 67% эфирного времени, Геннадию Зюганову и Владимиру Жириновскому – по 9%, Михаилу Прохорову – 8%, а Сергею Миронову – 7%. Особое недовольство двух кандидатов вызвало то, что фаворит предвыборной гонки премьер-министр Владимир Путин не ушел в отпуск на период избирательной кампании, что позволяет ему доминировать на телеэкранах вне рамок официально выделенного агитационного эфира.
Собственно, оглашенные на пресс-конференции результаты мониторинга не стали открытием. В ходе президентской кампании в Центризбирком регулярно поступают жалобы, прежде всего, со стороны КПРФ, на незаконную агитацию за кандидатуру Путина. Так, коммунисты жаловались на факт публикации в федеральных СМИ пяти программных статей премьер-министра, не оплаченных из его избирательного фонда. Также была направлена жалоба на показ по телеканалам «Россия-1» и НТВ двух больших документальных фильмов, посвященных успехам Владимира Путина на постах президента и премьер-министра. Однако ЦИК решил, что всё это не являлось агитацией: фильмы носили не предвыборный, а информационный характер, а статьи представляют собой размышления главы правительства об актуальных проблемах развития страны.
К проявлениям столь явного информационного неравенства добавился и возмутивший других кандидатов отказ фаворита президентских выборов от личного участия в теледебатах. Во всяком случае, настрой лидеров КПРФ и ЛДПР на пресс-конференции был довольно решительным. Геннадий Зюганов с ходу заявил: «Мы считаем, что вслед за политически и морально нелегитимными выборами в Думу грядут не менее грязные президентские выборы, которые, по сути дела, нарушают все демократические нормы и правила... Мы считаем, что такого рода выборы с самого начала являются нелегитимными и демонстрируют неуважение к гражданам нашей страны». Ссылаясь на массовые митинги в Москве, лидер КПРФ отметил, что люди требуют честных выборов, но их на сегодня нет и пока не предвидится. Поэтому кандидаты от партий парламентской оппозиции намерены 15 февраля официально выступить с протестом в Госдуме и в тот же день на встрече с президентом Дмитрием Медведевым потребовать, чтобы «гарант Конституции обеспечил нормальное проведение выборов, нормальный диалог и дебаты». Более того, войдя в раж, кандидат от коммунистов на пресс-конференции призвал президента «разогнать нынешнее правительство»: «Это самое неэффективное, самое недееспособное и нечестное правительство… Сейчас случился кризис, страна из двадцатки оказалась последней. И вместо того, чтобы принимать меры, сидят той же командой, один гробит образование, второй - всю оборону и армию в мартышку превратил, третья издевается над здравоохранением. Это не команда, это просто полное позорище».
Владимир Жириновский выступал осторожнее, но также выразил возмущение формой подачи информации на федеральных телеканалах («вся пропаганда день и ночь – в основном в отношении главного претендента») и резко охарактеризовал предвыборные теледебаты («глупость какая-то, а не дебаты»). Лидер ЛДПР настаивал: «Дайте больше времени нам в эфире. Ведь могут дать больше и более эффективно… Пусть Путин уйдет в отпуск на время избирательной кампании! Показывайте Путина на телевидении на равных с нами!». В то же время, предложения сойти с выборной дистанции в знак протеста против нечестных выборов Жириновский назвал «провокационными» и «чудовищными». «Надо везде участвовать, всегда требовать, добиваться», - выразил он свою позицию.
При этом, в отличие от Зюганова, подчеркивавшего важность объединения усилий КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», чтобы добиться проведения «нормальных и честных выборов», Жириновский подверг острой критике лидера эсеров Сергея Миронова, который первоначально должен был принять участие в совместной пресс-конференции, но внезапно уехал в Омск и не вышел даже на видеосвязь. «Миронов – он же знал, что мы здесь сегодня соберемся. Какой Омск? Скажи сразу, что ты не сможешь принять участия, что ты уедешь куда-то. Человек из команды Путина, стесняться не надо», – сказал лидер ЛДПР.
Возможно, отсутствие Сергея Миронова на пресс-конференции было как-то связано со вчерашним сообщением газеты «Известия» о том, что администрация президента начала предварительные консультации с парламентской оппозицией по созданию коалиционного правительства и в конце прошлой недели запросила кадровые предложения у эсеров. Сами лидеры КПРФ и ЛДПР на пресс-конференции заявили, что с ними переговоров о вхождении в коалиционное правительство не велось. Впрочем, Жириновский отметил: «Мы готовы участвовать в любом варианте управления страной, чтобы показать, что мы не просто со стороны кого-то критикуем, а готовы войти в любое правительство».
Понятно, что лидеры партий парламентской оппозиции не готовы «сжечь мосты» и пойти на полномасштабную конфронтацию с властью. Они тщательно отмеряют степень своего радикализма в каждой конкретной ситуации. И все-таки сам факт проведения вчерашней пресс-конференции говорит о том, что в стране многое изменилось, что системная оппозиция испытывает давление снизу, со стороны протестного гражданского движения, и не согласна беспрекословно играть в ходе предвыборной кампании роль статистов. Ведь во время предыдущих президентских кампаний условия для соперников кандидата от власти были точно такими же, но подобных демаршей тогда не наблюдалось.
Александр Ивахник