Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов и Сергей Миронов выступили на дебатах. Политики не спорили друг с другом, а заочно полемизировали с Владимиром Путиным и Михаилом Прохоровым. Кандидаты уверены, что второй тур выборов вполне вероятен, но почти не сомневаются в победе Владимира Путина.
Впервые в истории избирательной кампании последних лет в России прошли дебаты, в которых участвовало три кандидата в президента. Выступали они, правда, не в телевизионном эфире, а перед журналистами в "Интерфаксе".
Перед ответами на вопросы политики могли несколько минут говорить о повестке дня. Владимир Жириновский заострил внимание на том, что его билборды сняли и не восстановили в Приморском крае и на Сахалине.
Прививка от лихорадки
"И это несмотря на прямое указание главы государства! Наша страна не управляется!", - сделал вывод лидер ЛДПР.
Геннадий Зюганов очередной раз напомнил, что Владимир Путин полностью проигнорировал дебаты.
Сергей Миронов выступил с предложением: все кандидаты в президенты должны перед выборами подписать соглашение о том, что удаление наблюдателей с участков будет запрещено, веб-камеры будут транслировать происходящее с 21 часа вечера, а истинными результатами выборов должны считаться протоколы, зафиксированные веб-камерами.
"Иначе у граждан РФ будут претензии к легитимности выборов, а страну будет лихорадить!", - предупредил лидер "Справедливой России".
Геннадий Зюганов назвал предложение приемлемым, Владимиру Жириновскому оно показалось неисполнимым.
"Давайте хоть вчетвером (имелся ввиду отсутствовавший на пресс-конференции Михаил Прохоров) договоримся, чтобы хотя бы на одном участке в Москве пересчитать голоса, все сразу будет ясно!", - заявил лидер ЛДПР.
Он полагает, что оптимистичные заявления единороссов и провластных экспертов о выборах в один тур связаны с тем, что в штабе Владимира Путина второго тура очень боятся.
"Даже Ельцин пошел на второй тур", - укоризненно произнес Жириновский. Спорить с ним кандидаты не стали, а, скорее согласились.
Сходства и различия
Журналисты спрашивали о том, что будет после победы Владимира Путина в выборах, сами кандидаты в ней не почти не сомневались, но перспективы страны оценивали неблестяще. Владимир Жириновский предрекал разгул использования 282 статьи уголовного кодекса (разжигание розни»), по которой, по словам лидера ЛДПР, можно арестовать кого угодно.
Некоторый спор кандидатов вызвал спор вопрос о возможном введении в России поста вице-президента.
"Я отношусь к идее неплохо: пост вице-президента еще один ограничитель самодурства первого лица", - подчеркнул Геннадий Зюганов.
Сергей Миронов счел идею вредной, взамен этого он предложил передать парламенту несколько полномочий, например, назначение судей. Радикальней всех был Жириновский.
"Мы выступаем за введение парламентской республики. Даже если президентский пост можно будет занимать только один срок, они (власть) всегда будут ставить своих людей. Нам нужен немецкий вариант – был в Германии скандал с президентом, где он теперь этот президент?", - указывал лидер ЛДПР.
Вы похоронить нас хотите?
Разумеется, кандидатам задали вопрос о покушении на Владимира Путина. Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский сочли событие "уткой" и "трюком" перед выборами, чтобы вызвать жалость к премьеру. Сергей Миронов предположил, что покушение действительно могло готовиться.
"Но почему о нем говорят не тогда, когда его раскрыли, а спустя большой срок, перед выборами?", - подозрительно заметил лидер СР.
Особенно эмоциональными были ответы на вопрос, почему оппозиция не смогла выдвинуть своего единого кандидата на президентских выборах.
"Этого кандидата сразу уберут. Мы еще держимся, потому что по отдельности в нас не видят угрозы. Почему у Болотной нет лидера? Появится – сразу уберут. Никогда оппозиция в России не приходила к власти мирным путем. На похороны наши придете и скажете, что вот эти люди были достойными представители демократии? Зачем вы провоцируете", - возмущался вопросу Владимир Жириновский.
Сергей Миронов предпочел быть более осторожным: по его словам, у Михаила Прохорова и Владимира Путина – один и тот же штаб. Остальные кандидаты давно принимают участие в выборах и не выигрывают (Зюганов и Жириновский, кажется, не особенно обиделись).
К концу дебатов кандидаты получили право заключительного слова. Количество пунктов в предложении Миронова сократилось до двух: начало работы веб-камер с 21 часа и фиксация протоколов. Геннадий Зюганов похвалил дебаты, на которых"не ругают, не орут", а размышляют. Завершилось мероприятие призывом голосовать не сердцем, а разумом.
2012ФедеральныеФедеральный уровень