Каждый десятый россиянин в ходе президентской кампании передумал и проголосовал не за того кандидата, за которого собирался сначала. Большинство «перебежчиков» отдали свои симпатии Владимиру Путину и Михаилу Прохорову. Эти данные содержатся в последнем поствыборном исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), попавшем в распоряжение «МН».
По подсчетам социологов, не менее 10% россиян за время избирательной кампании передумали голосовать за кандидата, которому изначально собирались отдать свой голос. В абсолютном выражении это 7,1 млн человек из 71 млн проголосовавших. «На самом деле их было больше, — заявил «МН» гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Просто у нас люди не любят признаваться, что меняли свое мнение. Может быть, меняли предпочтения в ходе выборов 20% или даже 25%, но уж точно больше 10%». Тем не менее даже на полученном социологами материале можно отследить ряд интересных тенденций.
Наименьшим был прирост электората за счет колеблющихся у вождя ЛДПР Владимира Жириновского. Из тех, кто поддержал его 4 марта, только 5%, или 222 тыс. человек, решили, что будут голосовать именно за Жириновского, а не за других кандидатов, во время президентской кампании. К лидеру КПРФ Геннадию Зюганову переметнулись 1,2 млн человек из других лагерей (десятая часть его совокупного электората). Лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову досталось 387 тыс. передумавших — 14% от общего числа его избирателей.
Наиболее притягательными для колеблющихся оказались две фигуры — фаворит кампании, премьер-министр Владимир Путин, и новое лицо на политическом олимпе, олигарх Михаил Прохоров. Среди проголосовавших за Путина 8% сделали свой выбор во время его кампании. С учетом уровня поддержки премьера эти 8% составили в абсолютном выражении внушительную армию — 3,65 млн человек. Если бы эти люди поставили галочку в другом квадрате избирательного бюллетеня, Владимир Путин набрал бы не 63,6%, а 58% голосов.
Таким образом, порядка 5–6% фаворит выборов получил только за счет обращения в свою веру сомневающихся избирателей. Валерий Федоров полагает, что на самом деле «обращенных» было еще больше. «Это психологический эффект присоединения к победителю, — поясняет он. — Если ты проголосовал за победителя, то приятнее думать, что ты с самого начала так и собирался сделать». Это рассуждение подтверждают данные электорального прогноза ВЦИОМ от 20 декабря 2011 года: тогда признались, что собираются проголосовать за Путина 52,6% респондентов.
Михаилу Прохорову, набравшему 7,98% голосов, удалось привлечь на свою сторону в процессе предвыборной борьбы чуть более двух миллионов человек. И это более трети всех проголосовавших за него — 36%. Для Путина аккумулирование голосов «неопределившихся» не сыграло существенной роли — он в любом случае выигрывал выборы в первом туре. А вот Прохоров именно за счет этих голосов вырвался на третье место. Без них олигарх мог бы рассчитывать только на поддержку 5,1% избирателей. Кстати, и эта цифра согласуется с прогнозом ВЦИОМ от 20 декабря, который давал Прохорову 4,8%.
У социологов нет точных данных о том, сколько потерял в ходе избирательной кампании каждый из кандидатов, зато в ходе опроса определилось, к кому и от кого уходили голоса. Наиболее равномерно распределился бывший электорат Жириновского: из тех, кто сначала собирался голосовать за вождя ЛДПР, по 33% в итоге поддержали Путина и Прохорова и 20% — Зюганова. Между Мироновым и Жириновским перетекания электората не обнаружено. Из электората остальных кандидатов большинство перешло в лагерь Путина: 68% бывших избирателей Зюганова, 61% бывших любителей Миронова и 77% передумавших фанатов Прохорова. Среди тех, кто поддерживал незарегистрированных кандидатов, например Явлинского, большинство (58%) также предпочло Прохорова. Впрочем, каждый четвертый из этой группы (25%) решил голосовать за Путина. Голоса же россиян, передумавших в ходе кампании голосовать за Путина, распределились между олигархом (45%) и лидером Компартии (32%).
Замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что успех Прохорова был связан с тем, что он не участвовал в парламентской кампании и появился на президентской как новая и неожиданная фигура. Аналитик особо отмечает, что уход избирателей от Миронова связан с неоднородностью электората эсеров. «Левые эсеры проголосовали за Зюганова, либеральные — за Прохорова, — поясняет аналитик «МН». — А провластный электорат выбрал Путина». По мнению Макаркина, как только в стране появится много новых партий, неоднородный эсеровский электорат станет предметом передела на политическом рынке. Такая же судьба может ожидать и будущую партию Прохорова. Хотя сейчас миллиардер и собрал голоса сомневающихся, но это неустойчивый, ситуативный электорат, появившийся только на президентской кампании. «У Прохорова есть фора, — подчеркивает эксперт. — Но если он будет неэффективен с партийной точки зрения, фора быстро закончится».
2012ФедеральныеФедеральный уровень