Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. - Иммануил Кант
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Если рожден ползать - летишь недолго

 
Если рожден ползать - летишь недолго

(2.04.2012)
Отгремели предвыборные баталии, с поля боя вынесены политические трупы, пропагандистский дым рассеивается. Самое время подвести итоги.

Президентские выборы в Уфе прошли без всяких неожиданностей, а вот выборы в Горсовет преподнесли несколько сюрпризов. Не претендуя на полноту анализа, хотим, тем не менее, поделиться своими впечатлениями от того, как проходила борьба и чем она закончилась.

Более-менее удачно замаскировавшись под «Команду нашего города» (на последнем этапе кампании - «Команду Хамитова») в Уфе вновь победили единороссы. Смену названия они усилили новым для партии власти способом ведения агитации: в дополнение к традиционным встречам на предприятиях, которые избиратели не очень любят, потому что на них их сгоняют силой, единороссы пошли в народ – активно ходили по квартирам и встречались с людьми во дворах и на улицах. Такое обычное для оппозиционеров, но непривычное для партии власти поведение помогло «Команде Хамитова» хотя бы отчасти решить главную психологическую проблему нынешнего избирательного цикла–страха застоя и жажды обновления. Вместо до тошноты надоевшей безликой бюрократической машины многие избиратели вдруг увидели вполне себе человеческое лицо: «Единая Россия» как змея сбросила старую кожу и умудрилась изобразить альтернативу самой себе. Те, кто мутанту поверили, проголосовали за его кандидатов: несмотря на общее падение доверия к власти, «Единой России» удалось на последних выборах даже несколько улучшить свой думский результат.

Бросить вызов «Команде нашего города» решила группировка Альберта Мухамедьярова – малоизвестного широкой общественности, но хорошо знакомого правоохранителям республики предпринимателя с – мягко скажем – неоднозначной репутацией. Купив места в списке «Справедливой России» он двинул на выборы около 20 своих представителей. Поначалу казалось, что ветер истории дует в его паруса: он разоблачал власть, а его журналисты боролись за честные выборы. Учитывая то, что г-ну Мухамедьярову принадлежит телеканал Рен-ТВ, большинство популярных FM-радиостанций, газета «Евразия» и поэтому журналистов у него много, делать это было легко и приятно. Федеральная повестка, митинги на Болотной и Сахарова, растерянность Кремля – все это работало на него.

Но видимо «воздух свободы», как и в случае с профессором Плейшнером, сыграл с г-ном Мухамедьяровым злую шутку. Он стал совершать ошибки. Решив не обращать внимания на то, что его выдвинула «Справедливая Россия», у которой есть свой кандидат в президенты Сергей Миронов, г-н Мухамедьяров стал настойчиво пытаться организовывать в Уфе митинги в поддержку Владимира Путина. Привело это к тому, что узнавший обо всем этом Миронов велел вышвырнуть такого «однопартийца» и из партии, и из избирательных списков. Причем сопроводил это уничижающим комментарием, что-то типа: «Этот кандидат решил выпрыгнуть из штанов, а зачем нам бесштанные кандидаты?»

Лишившись возможности избираться лично, тем не менее, г-н Мухамедьяров сохранил возможность продвинуть в Горсовет своих людей. Их-то из списка никто не исключал. Однако какая-то неуемная жажда деятельности толкнула отставного справоросса в новый конфликт. Без всякой необходимости он ввязался в войну с местным отделением ЛДПР – подал в суды иски с требованием снять с выборов и отдельных кандидатов от либерал-демократов, и весь их избирательный список. Зачем он это делал – было не очень понятно: когда ты воюешь с властью, ты претендуешь на лавры Давида, вышедшего против Голиафа, и многие тебе симпатизируют, но когда ты начинаешь воевать со всеми подряд, в том числе и коллегами по оппозиции, ты быстро превращаешься в скандалиста и дебошира. После того как г-н Мухамедьяров добился снятия с выборов баллотировавшегося при поддержке ЛДПР инвалида Ротова, у всех, кто узнал об этой истории, он уже никаких симпатий не вызывал. Ладно бы это были только имиджевые проблемы! С ними еще можно как-то жить. Но ведь он создал себе нового врага – ЛДПР и стоящего за местной партячейкой депутата Госдумы Ивана Сухарева – владельца одной из лучших в стране, и уж точно лучшей в республике, юридической кампании. Тягаться с его юристами в судах – это то же самое, что драться с акулой в воде. Сухарев отомстил и отомстил красиво. По его иску Верховный суд республики снял с выборов практически полный состав «списка Мухамедьярова». Снял за несколько дней до выборов.

Схватка была проиграна вчистую: затратив более ста миллионов рублей (примерно в эту сумму оценивают избирательные технологи стоимость его кампании) г-н Мухамедьяров сумел провести в Горсовет единственную представительницу своей команды – недоснятую элдэпэровцами Любовь Белышеву, прославившуюся на всю Уфу тем, что в день голосования кто-то из членов избиркома сломал ей палец. Сто миллионов и палец – слишком высокая цена за одно место в горсовете.

Так что новая звезда башкирской политики так и не взошла. После очередного странного шага г-на Мухамедьярова– покупки у отставной директрисы БСТ г-жи Ибрагимовой пустышки ООО «Регион», якобы обладающей правами на вещание канала Вести-24 (при том, что все знают, что никаких активов у ООО «Регион» нет и единственное, что он точно из себя представляет, - это билет на очередную войну; теперь уже с федеральными телевизионными властями) - кто-то из журналистов удачно сравнил г-на Мухамедьярова с боксером, который вместо того, чтобы бить соперника, бьет рефери, бьет секундантов соперника, пытается добраться до зрителей и т.д. В общем, делает все, кроме того, что должен делать нормальный боксер.

Наверное, это проблемы ментальности. Душой г-н Мухамедьяров остался «нормальным пацаном» из 90-х, который считает, что если он не будет задирать первого встречного, то его никто уважать не будет. Поэтому бессознательно он ищет драки – причем неважно с кем. Разумом же г-н Мухамедьяров, конечно, понимает, что времена лихой молодости ушли безвозвратно, и пытается приспособиться к изменившимся реалиям – отсюда вся его правозащитная риторика и проекты типа «Честная избирательная кампания». В результате этого конфликта сознания с бессознательным мы и получаем кандидата, шарахающегося из стороны в сторону и сочетающего несочетаемое: справоросс, организующий митинги не за Миронова, а за Путина; оппозиционер, дерущийся не с властью, а с другими оппозиционерами; владелец притона «Золотой телец», инвестирующий заработанные на торговле живым товаром деньги (по крайней мере, их часть) в строительство православного храма; дважды судимый уголовник, агитирующий за «Честную избирательную кампанию» с помощью голых девиц, перекрывающих улицу Ленина. Нет, наши люди, конечно, привыкли ко многому и каких только странных персонажей не повидали, но все-таки такой набор – Чикатило и Мать Тереза в одном лице – это чересчур даже для них…

На этом анализ деятельности оппозиции на городских выборах можно, в общем-то, и закончить, потому что и КПРФ, и ЛДПР нас особо не удивляли – их кампании были достаточно стандартными, но поскольку общая демократизация и рост оппозиционных настроений сыграли им на руку, то полученный процент оказался выше обычного и позволил им сформировать в Горсовете свои фракции. КПРФ даже получила там место заместителя председателя.

Еще одним заметным участником кампании стал видный правозащитник Эдвард Мурзин. Выступил он в необычной для себя ипостаси: если до сих пор в республиканской политике г-н Мурзин исполнял роль шута, эдакого политического младенца, устами которого глаголет истина, то теперь он вместо колпака клоуна неожиданно – похоже, даже для самого себя – облачился в трагическую тогу. Впрочем, в истории такая трансформация не новость – вспомните хотя бы шекспировских шутов, например, Бедного Йорика.

За месяц до выборов г-н Мурзин обратил внимание общественности на тот факт, что все наблюдатели, которые ставят диагноз выборам – честные они или нечестные – на самом деле не имеют права это делать, поскольку не являются независимыми. Они все представляют интересы кандидатов на должности, получают от них деньги, а значит – заинтересованы не столько в честности как таковой, сколько в победе. Честность для них обладает не абсолютной, а инструментальной ценностью.

Г-н Мурзин, впечатленный кадрами с Болотной площади и проспекта Сахарова, объявил о наборе «настоящих» наблюдателей – тех, кто не будут представлять кандидатов, а значит – не будут заинтересованы ни в чем, кроме самой честности. Анонсируя свой проект «Самый честный наблюдатель» он постоянно подчеркивал, что приглашает к сотрудничеству людей, готовых работать бесплатно, потому что, с его точки зрения, человек, пытающийся заработать на выборах, для контроля за результатами голосования не очень подходит. Если наблюдателя в первую очередь интересую деньги, то его, как минимум, может подкупить председатель участковой комиссии (что, как мы знаем, на практике постоянно и происходит). Логика г-на Мурзина показалась нам правильной и наша редакция поддержала его призыв. Кроме нас к проекту присоединился и координатор «Левого фронта» в Башкирии г-н Чувилин.

Трагизм же ситуации заключается в том, что если первоначально на призыв в СМИ откликнулось более четырехсот человек, то на первых же встречах большинство из них начинало разговор именно с вопроса о том, кто и сколько им будет платить. То есть, сотни людей, услышав про то, что набираются какие-то наблюдатели и даже не пытаясь разобраться, в чем суть проекта, бросились на зов, чтобы заработать. Не скроем, для всех нас это стало очень неприятным откровением: очевидно, что убольшинства людей уже сформирован устойчивый рефлекс – выборы это не столько способ улучшить жизнь общества, сколько способ заработать лично для себя.

Конечно, с одной стороны трудно осуждать каждого из этих людей в отдельности: не от хорошей жизни они мечтают об одной-двух тысячах рублей. Но, с другой стороны, если у людей не появятся общественные интересы, отличающиеся от личного кошелька каждого, то каждый из них так в нищете и останемся. Потому что ситуация в стране не поменяется никогда. Это ведь диагноз обществу: все хотят честной власти, но тратить свое личное время, чтобы не дать власти украсть свой голос, не хочет никто. На словах – все за честные выборы, на деле – из четырехсот первоначально заявившихся наблюдателей до конца – до вечера 4 марта – «дотянуло» не более сорока. На миллионную Уфу – сорок настоящих граждан, готовых потратить день-два своего личного времени и не просить за это денег! Тут поневоле впадешь в депрессию, как это случилось с г-ми Мурзиным и Чувилиным.

В общем, у нашей редакции прошедшая избирательная кампания оставила не самые приятные воспоминания. Нет, по сравнению с прошлыми она, конечно, была в разы интереснее и зрелищнее. Но проблема в том, что шоу рано или поздно заканчивается, занавес опускается, а зритель выходит из зала. А на улице прежняя безнадега – сменившие маску единороссы, неадекватные оппозиционеры и пассивное население.

Похоже, что поводы для оптимизма осталось искать только в личной жизни; в политике их больше нет.

Илья Комаров, газета «Отечество»
2012ФедеральныеБашкортостан 



2.04.2012 Статьи о выборах, Общая информация о выборах 2012, Проект «Без ограниченных возможностей», Башкортостан
Source: Уфа
Уфимский журнал Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: