Красногвардейский районный суд в понедельник рассмотрит иск петербургских справороссов по округу 21, где, по их версии, кандидату от "Единой России" были приписаны более трех тысяч голосов. Если суд откажет в удовлетворении иска, эсеры готовы обжаловать решение в высших инстанциях вплоть до Европейского суда. Эксперты считают, что шансов у оппозиционеров мало.
Красногвардейский районный суд в понедельник рассмотрит по существу иск регионального отделения "Справедливая Россия" об отмене итогов декабрьских выборов в парламент Петербурга по избирательному округу № 21, сообщает пресс-служба суда.
По версии истца, согласно копиям протоколов с 33 участков, выданным наблюдателям от партии, за Надежду Тихонову проголосовали 10186 человек, в то время как в ГАС "Выборы" результаты оказались меньше практически вдвое, то есть всего 5717 голосов.
Изначально, как уверяют справороссы, кандидат от "Единой России", а ныне депутат Заксобрания Светлана Нестерова, согласно протоколам, которые выдали наблюдателям в ночь выборов, набирала всего 40,3% и по внутрипартийному рейтингу не проходила. Эсеры считают, что ей было "приписано" 3049 голосов, и, в результате, она получила 18 845 вместо 15796 голосов, которые посчитали наблюдатели по копиям протоколов. Из 33 участков на территории округа, по словам оппозиционеров, данные в протоколах отличаются по 25.
Деталь
Например, на УИК №706, расположенном в школе № 143, директором которой является муж Светланы Нестеровой, за эсеров проголосовали 310 человек, а в официальных результатах оставили только 9 голосов, говорят эсеры. Из представленных в суд ТИК №4 документов, официально пересчет голосов был лишь на трех УИК.
Кроме того, подписи наблюдателей на оригиналах протоколов ТИК и их копий различаются, сообщила Firstnews представитель Тихоновой Анна Сумина. "Даже если суд не признает фальсификации, на этом основании мы будем требовать не пересчета голосов, а отмены итогов выборов, потому что реальную волю избирателей выявить невозможно", - сказала она.
В качестве заинтересованного лица в судебном процессе выступает ТИК №4, председателем которой с 2011 года является Ильдар Зарипов, до этого возглавлявший ИК МО "Малая охта", где дважды были отменены итоги муниципальных выборов, на которых побеждали представители эсеров и коммунистов. А в марте 2011 года сняли список эсеров по этому МО, мотивируя это тем, что справороссы не предоставили устав партии, хотя по закону от парламентских партий этого не требуется. Суд в итоге остался на стороне избиркома, после чего Ильдар Зарипов получил повышение.
Заметим, что в ходе декабрьской избирательной кампании ТИК №4 на территории Адмиралтейского района попал в число лидеров голосования по почте – по данным оппозиции, количество желающих попробовать новый способ голосования зашкаливало.
Как заявила Надежда Тихонова, к суду они подготовились основательно – по каждому УИК готовы выступить не менее трех свидетелей, среди которых наблюдатели, члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса от "Справедливой России", "Яблока" и КПРФ. Если суд откажет в удовлетворении иска, эсер готова обжаловать решение в высших инстанциях вплоть до Европейского суда по правам человека.
Учитывая такое количество свидетелей, похоже, суд растянется на неопределенное время.
Глава ТИК № 4 Ильдар Зарипов комментировать информацию оппозиционеров о массовых фальсификациях отказался. "Все будет в суде, и вы это увидите", - сказал он Firstnews.
Напомним, "Справедливая Россия" не признала итогов выборов в парламент Петербурга, где, по мнению партийцев, нарушения были одними из самых масштабных по стране. На некоторых участках, как утверждали в партии сразу после выборов 4 декабря, разница между данными протоколов и в системе ГАС "Выборы" составила порядка 90%.
Эксперты отмечают, что прецедентов отмены итогов выборов крайне мало, и суды чаще всего принимают на веру протоколы ТИК, а не наблюдателей. Исполнительный директор организации по мониторингу выборов "Голос" Лилия Шибанова отмечает, жалобу о нарушениях в ходе думских выборов 2003 года Европейский суд начнет рассматривать только сейчас, спустя 9 лет.
Что касается российской практики, то судебные споры, как правило, не приводят к каким-либо результатам. "Ни одного приличного дела, которое можно было бы поставить в пример, в нашей практике не было. Из прокуратуры приходят отписки, а суды выносят совершенно одиозные решения, потому что идет установка не давать ход таким делам".
Случаи признания фальсификаций были только на региональных выборах, и то - спустя 2-3 года после них, когда об отмене итогов голосования говорить было уже бессмысленно, ранее отмечала эксперт в беседе с корреспондентом Firstnews. По ее словам, кандидаты делали это скорее для самоудовлетворения.
2011РегиональныеСанкт-Петербург