Гражданские активисты собирают информацию о сотрудниках ОМОНа, участвовавших в задержании оппозиционеров на несанкционированных акциях в Москве. Как рассказали Firstnews авторы идеи, материал они собираются использовать в судах, чтобы доказать нарушения закона со стороны охранителей порядка. Ранее в похожие списки попали председатели УИК и судьи.
С инициативой собирать фотографии полицейских, которые задерживали и доставляли в отделы участников несогласованных с властями столицы акций, выступил московский предприниматель Максим Вистицкий. По итогам такого сбора, информация о котором уже разошлась в социальных сетях, будет создан видеоролик и каталог."Мы хотим идентифицировать их и привлечь к уголовной ответственности", - рассказал Firstnews автор идеи.
Сам он в роли задержанного не был, но уверен, что права участников акций грубо нарушались сотрудниками правоохранительных органов. По его мнению, механизма привлечения к ответственности за противоправные действия сотрудников правоохранительных органов нет.
Юрист Иван Голиков, специализирующийся на законодательстве в области защиты персональных данных, считает, что хотя в новом законе о полиции не прописан принцип гласности действий или бездействий сотрудников правоохранительных органов, подобный сбор информации можно обосновать тем, что они направлены на защиту публичных интересов. "Общепризнанно, что профессиональная деятельность правоохранительных органов – гласная, и закрытость их данных распространяется далеко не в той мере, в какой действует на остальных граждан. Их деятельность часто затрагивает общественные интересы, например, недопустимость насилия", - прокомментировал он Firstnews.
Депутат Госдумы Владимир Васильев, в прошлом первый замглавы МВД, считает, что граждане вправе собирать подобную информацию, закон это позволяет делать. В то же время в инициативе гражданских активистов он усматривает момент пиара."Человек вправе защищать себя с помощью доказательств, которыми он располагает. Если информация подтверждается, может быть проведена проверка, после чего будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Хорошо, если появится больше людей, которые будут бороться с беззаконием. Но я думаю, здесь больше эмоций и пиара, кто-то хочет попросту заявить о себе. Они ломятся в закрытую дверь, система МВД и без того достаточно оперативно реагирует на такие проявления", - заявил Firstnews парламентарий.
Известный в оппозиционных кругах Петербурга адвокат Андрей Чертков, представляющий в судах интересы задержанных в ходе акций протеста, считает, что подобный сбор информации может быть полезен для доказательства факта незаконного задержания. Впрочем, по его словам, суды редко принимают во внимание видео, снятые активистами. В пресс-центре МВД в течение двух дней на звонки корреспондента Firstnews не отвечали.
В Петербурге на встрече гражданских активистов, задержанных в ходе несанкционированных акций, звучало похожее предложение создать "черный список" судей, выносивших, по их мнению, необоснованные решения в отношении участников протестов. Чаще всего они касались административных штрафов или арестов оппозиционеров.
Надо сказать, после того, как лозунг "за честные выборы" потерял былую актуальность, в поисках новой объединяющей идеи активисты решили бороться за свои права не только на улицах, но и в судах. Многие из них уже подали иски о компенсации морального вреда за незаконное задержание полицией.
"Политические узники" объединяются "против произвола полиции"
С похожей инициативой – только в отношении учителей – выступили после декабрьских выборов в Госдуму представители "Яблока". В январе партийцы опубликовали на своем сайте так называемый "список Чурова", в котором фигурировали, помимо главы ЦИК, руководители УИК, причастные, по их мнению, к фальсификации итогов голосования. Только в Москве "яблочники" насчитали таких около двухсот. После этого столичная прокуратура с подачи Владимира Чурова потребовала от "Яблока" предоставить информацию о компании, у которой физически находятся серверы сайта. В партии озабоченность главы ЦИК связали с попыткой "ликвидировать список Чурова".
Схожие задачи по разоблачению сотрудников УИК ставила перед собой и "Лига избирателей", вслед за "Яблоком" уже после президентских выборов опубликовавшая аналогичный список с целью не допустить до организации голосования тех, кто подозревается в фальсификации итогов голосования 4 декабря.
В таблице, кроме имен московских учителей и работников школ, в работе которых в избиркомах 4 декабря и 4 марта наблюдатели зафиксировали нарушения (чаще всего вбросы бюллетеней и переписывание протокола), были указаны номер избирательного участка, должность, рабочий телефон и зачастую фотография. Всего в списке, по последним данным, 1013 человек. База данных, как говорится на сайте проекта, является развитием идеи "Списка Чурова", но в отличие от него размещена на непартийной площадке.
Инициаторы "черных списков" объясняют свою инициативу тем, что привлечение общественного внимания может быть более действенным способом борьбы с фальсификаторами, чем обращения в суды, которые, как правило, редко соглашаются с доводами наблюдателей. При этом они не утверждают, что люди, внесенные в "Черный список", виновны в данных нарушениях.
2012ФедеральныеФедеральный уровень