На пост главы администрации Ковернинского района Нижегородской области путем открытого голосования Земского собрания района большинством голосов был избран представитель ЛДПР Сергей Бровкин, депутат нижегородской городской думы.
Ничего удивительного в этом нет. Но прежде всего, я хотел бы напомнить, что у нас в Нижегородской области главой местного самоуправления уже избирался представитель ЛДПР - в Дальне-Константиновском районе. Правда, он был избран не главой района, а главой самого Дальнего Константинова, и случилось это в те времена, когда выборы глав МСУ были прямыми и всенародными. Насколько я помню, закончилась эта история тогда каким-то жутким скандалом, что, впрочем, никак не связано с нынешними выборами в Ковернино.
Думаю, то, что главой одного из районов Нижегородской области стал представитель не партии власти, ничем не грозит ни самому Сергею Бровкину, ни району. Полагаю, что и упирать при этом на то, что район возглавил представитель партии формально оппозиционной тоже особенно не следует: как мне представляется, видимо, Бровкин и местная элита договорились ко взаимному удовольствию.
В последнее время партийная система, сложившаяся к настоящему моменту в Российской Федерации, такова, что партии, имеющие формально оппозиционный статус и представленные в этом качестве в российском парламенте, - это и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия», - на самом деле являются частью системы. Нет ничего неожиданного в том, что представитель одной из этих партий стал главой администрации района в крупном регионе.
Другой вопрос, а почему, например, в Астрахани представитель «Справедливой России» Шеин, избравшись, как он сам уверяет, мэром города, попал в ситуацию, в которую он попал? Тут дело в другом. В том, что сложившаяся мафиозная система в принципе не может воспринимать никаких других людей.
В Ковернинском же районе, районе, кстати сказать, весьма неплохом, все иначе. И Бровкин наверняка нашел общий язык и согласие с местными элитами.
И, конечно, теперь ЛДПР не может не использовать то обстоятельство, что их представитель возглавил район, в качестве плюса для самой партии: смотрите, у нас есть вот такой вот случай. Для партии власти это тоже хорошо: можно демонстрировать всем, кому ни придется, какая у нас в регионе якобы царит демократия.
На деле же все это является имитацией реальных политических процессов, ничего более.
ЛДПР, конечно, посвежела в последнее время, помолодела, и иногда даже позволяет себя вести не вполне лояльно по отношению к действующей власти. Районные же элиты остаются, как правило, замкнутыми элитами: здесь не появляется ни свежих лиц, ни свежих идей. Войти в этот круг со стороны очень непросто.
Главной задачей, с другой стороны, для главы местного самоуправления района области в современных условиях является выстраивание отношений с региональными властями. Потому что собственных средств у районов практически нет. А следовательно, существуют, вероятно, договоренности насчет выборов и назначений и с областными властями.
В последнее время, кстати говоря, сильно изменилась сама система взаимоотношений областной власти с властями районными и вообще с районами. Если, скажем, при губернаторе Борисе Немцове за связи с районами отвечали главы профильных департаментов администрации области, то теперь для такой связи создано целое региональное министерство, за связи с каждой из областных территории отвечают специально прикрепленные к этому люди. Думаю, что и Бровкин вполне встроится в эту систему.
Стоит отметить, что на минувшей неделе бывший координатор областной организации ЛДПР, депутат российского парламента, хорошо известный в Нижегородской области Александр Курдюмов получил пост заместителя председателя комитета по регламенту Государственной Думы Российской Федерации.
Можно ли рассматривать последние события, связанные с ЛДПР, как свидетельство усиления позиций партии? И можно ли рассматривать последние назначения «элдепеэровцев» как возможную расплату за услуги со стороны власти - ведь многие наблюдатели отмечали, что на минувших выборах, в первую очередь, выборах главы государства, ЛДПР и персонально Владимир Жириновский работали едва ли не в интересах действующей власти и ее кандидата на президентских выборах?
Я этого не исключаю. Хотя, с другой стороны, Курдюмов и раньше занимал пост заместителя председателя комитета по регламенту в российском парламенте, а следовательно, он просто вернулся на свое место. И причем здесь Ковернино? Можно было бы, кажется, найти средство для расплаты и посильнее, повесомее, поувесистее. Вот если бы Сергей Бровкин получил значимый пост в администрации Нижнего Новгорода - тогда другое дело. А Ковернино - это не то место, которое можно рассматривать в таком качестве и разрезе.
Другое дело, что действительно вся система властных отношений в современной России может быть вписана в систему этакого административного рынка, в условиях которого властные полномочия меняются на ресурсы, должности покупаются и обмениваются и все, что касается влияния, власти и доходов может стать средством и результатом такого обмена.
Виктор Лысов