Власти твердо дали понять, что они готовы к возвращению губернаторских выборов. И это одна из уступок оппозиции, наряду с новым законом о политических партиях.
Лично я никогда не был в восторге от губернаторских выборов, потому что предшествующий опыт показал, что регулярно губернаторами выбирают мордатых крепких хозяйственников, которые быстро начинают устраивать региональную тиранию и при этом подворовывают.
Но сегодня народ все больше раздражается. А московский протест не поддержан регионами в основном потому, что регионы не хотят идти за московскими бездельниками, которые запускают на свои митинги людей с радужными флагами, а на трибуну - людей из девяностых. И в целом настроения большинства нашего народа крайне оппозиционные. В этой ситуации губернаторские выборы могут оказаться способом канализации такого рода протестных настроений.
Тут очень важно не столько то, что снова появится выборность губернаторов, сколько то, сможет ли региональная политическая общественность создать политическое меню для граждан. То есть возникнут ли механизмы подбора кандидатов, возникнут ли в регионах общественные политические организации, которые смогут предлагать народу достойные кандидатуры людей, способных к управлению. Потому что до сих пор, когда выборы губернатора были разрешены, по сути «регионалки» политические партий выступали, по сути, лоббистами местного бизнес-лобби, которые в очередной раз выдвигали в губернаторы крепких хозяйственников, а то и бандитов. Если в регионах возникнет политический процесс и удастся выдвигать губернаторов программой, то, конечно, выборы очень сильно оздоровят политическую жизнь нашей страны.
В любом случае выбранный губернатор хорош тем, что в случае экономического кризиса он понимает, что стекла придут бить в его администрацию, а не в московский Кремль. И поэтому региональная власть, будучи выбранной, становится хоть немного зависима от населения. Но для этого население должно быть организованным. А для этого в регионах нужны партии и профсоюзы.
Региональные элиты, безусловно, готовы к выдвижению кандидатур. Беда в том, что эти самые элиты имеют региональные интересы, но относятся к нашему народу еще более высокомерно и равнодушно, чем элиты федеральные. Практически региональная элита - кумовские кланы, состоящие из крупных директоров, военных, ФСБшников, крупных бизнесменов, финансистов. Это просто группа родственников, друзей, кумовей, которые плевать хотели на население региона, но при этом крепко держатся друг за друга, даже если между ними существует вражда, и крепко держатся за то, чтобы продолжать контролировать регион. И основная их проблема - как делить власть с федеральными варягами.
В этом смысле - при том что московский варяг Шанцев откровенно достал нижегородцев - я уверен, что нижегородцы помнят, что когда были местные, было ничуть не лучше. Вопрос в том, способны ли нынешние региональные элиты в ситуации выборности стать зависимыми от своего населения. Он является принципиальным. У меня нет на него ответа.
И говоря о механизме выращивания кандидатов, я имею в виду возникновение политических контр-элит в регионах, которые были бы оторваны от действующей эгоистической региональной элиты, были бы оппозиционны ей и при этом имели бы корни в регионе.
Виктор Милитарев