Созданный экс-министром финансов России Алексеем Кудриным «Комитет гражданских инициатив» представил вчера возможные сценарии развития политического кризиса в стране. В докладе, который по его заказу готовил Центр стратегических разработок, описаны четыре из них: политическая реакция, ускоренная модернизация, радикальная трансформация и инерционное развитие. Сам заказчик уверен, что этот доклад обязательно прочитает президент Путин — «даже то, что написано между строк».
Социологическое исследование, проведенное ЦСР, «перевернуло наши собственные представления о реальности», говорит глава центра Михаил Дмитриев. Проект, по его словам, выявил «острый дефицит доверия к политическим лидерам, включая членов правящего тандема, а также к политическим партиям на общероссийском уровне». При этом нарастает запрос на новых лидеров, которые уже возникают на локальном уровне и готовы относительно быстро завоевать общенациональную популярность.
Фокус-группы показывают, что растет популярность Алексея Навального, минимальные же результаты среди «альтернативных лидеров» демонстрирует Владимир Рыжков. Дмитриев считает, что успех Путина на выборах 4 марта объясняется как раз внутренним напряжением людей, испытывающих трудности с выбором приемлемых альтернатив. Но, считает глава ЦСР, «у нас быстро сокращается дистанция между известными и неизвестными лидерами».
Неоднозначные результаты выявлены в отношении ряда известных политических фигур, не ассоциирующихся с партиями. К примеру, значительная часть россиян не воспринимает Михаила Прохорова в силу его «олигархичности». Подобного эффекта не наблюдается в отношении Алексея Кудрина, который занимает нишу опытного государственного деятеля. Дмитрий Рогозин хоть и имеет свой «антиэлекторат», опасающийся его агрессивной внешнеполитической риторики, вызывает у россиян доверие своими деловыми качествами.
ЦСР приходит к выводу, что массовые протесты в условиях снижения уровня поддержки власти чреваты потерей управления в стране. Но даже при худшем сценарии, считает Дмитриев, политический кризис не приведет к гражданской войне: подавляющее число россиян не приемлет никаких форм насилия. Примечательно, что и устоявшиеся представления о широкой популярности националистических идей в российском обществе в ходе исследования подтверждения не нашли.
Одной из причин нарастания политического кризиса авторы считают неудовлетворенный запрос общества на работающие институты, в том числе на электоральные, которые пользовались бы доверием. При этом, отвечая на вопрос «МН», могут ли досрочные президентские или парламентские выборы, о которых говорит оппозиция, упредить усугубление кризиса, Дмитриев высказался в том смысле, что существующим политическим партиям люди все равно не доверяют, а новых лидеров, которые уже есть и во власти, и в оппозиции, пока недостаточно.
Алексей Кудрин убежден, что в России необходимо создание правоцентристской партии. И хотя экс-министр подчеркивает, что созданный им комитет — внепартийная структура, он дал понять, что готов содействовать консультациями правым. Он согласился с предложением главы Института современного развития Игоря Юргенса о необходимости разработки повестки дня для «круглого стола» правоцентристских сил в стране, которые должны наконец научиться договариваться между собой, чтобы затем протянуть руку левоцентристам и левым. В перспективе надо стремиться собрать общенациональный «круглый стол», полагает Кудрин: только это позволит отойти от самого жесткого сценария. Экс-министр никак не оценивал готовность к диалогу Владимира Путина, но высказал уверенность, что президент прочтет доклад — «даже то, что написано между строк».
2012ФедеральныеФедеральный уровень