Суд частично удовлетворил иск главы Василеостровского отдела образования Натальи Назаровой к Татьяне Ивановой. Педагог и еще два ответчика должны на троих выплатить оскорбленной чиновнице 30 тысяч рублей. Ответчица призналась, что была бы сильно удивлена иным приговором.
На то, что судебное заседание по громкому делу в первый день лета будет последним, очень надеялись ответчики. Мнение истицы по этому поводу узнать не удалось, так как Наталья Назарова ни разу в суд не явилась, а ее представители категорически отказывались общаться со СМИ на протяжении всего процесса. Зато Татьяна Иванова в перерыве, когда суд уже удалился для принятия решения, призналась корреспонденту «БалтИнфо»: чем бы дело ни завершилось, она безумно рада, что сегодня «все это закончится».
...Но в самом начале заседания до этого момента было еще далеко. Василеостровский районный суд уже в третий раз собрался по делу «честной учительницы». Напомним, преподаватель русского языка и литературы, завуч Татьяна Иванова была вынуждена уйти из 575-й школы после того, как дала интервью, в котором рассказала о якобы непосредственном участии главы районного отдела образования Натальи Назаровой в фальсификациях во время декабрьских выборов. В ответ Назарова подала на учительницу, а также на СМИ, опубликовавшее интервью, и журналиста в суд – как якобы опорочивших ее деловую репутацию. Истица потребовала компенсации морального вреда и причиненных ей душевных страданий, оцененных в 100 тысяч рублей.
На предыдущем заседании ответчики приглашали свидетеля – коллегу Ивановой по 575-й школе Антонину Ковалеву, рассказ которой полностью подтвердил слова «честной учительницы». Сама Ковалева также уволилась из школы №575. По словам двух бывших коллег, Назарова и загадочный «представитель ТИК Сергей Викторович» собрали глав участковых комиссий на особое совещание еще в ноябре.
Иванова и Ковалева утверждают, что в конференц-зале районного социального центра их встретили Назарова и «Сергей Викторович», которые сообщили, что необходимо «во что бы то ни стало» добиться победы «Единой России» на выборах в Госдуму 4 декабря. На недоуменные реплики со стороны Ивановой и Ковалевой, по их словам, Назарова якобы заявила, что подобные фальсификации – это обычное дело.
В интервью, которое Иванова впоследствии решила дать, и из-за публикации которого и началось разбирательство, были упомянуты еще несколько эпизодов подобных встреч и «разговоров» Назаровой и педагогов. В конечном итоге, адвокаты главы роно вышли в суд, оспаривая четыре такие фразы учительницы о поведении Натальи Назаровой.
...Будто бы желая взять количеством, сторона истца в ответ на приглашение на суд Ковалевой вызвала двоих собственных свидетелей, имена которых до последнего момента тщательно оберегали, «опасаясь давления». В итоге, на процессе появилась директор школы №28 Наталья Обухова. Она заявила, что была на том самом совещании в социальном центре.
Правда, свидетелем оказалась довольно посредственным. Адвокату истицы она сообщила, что вообще не помнит, чтобы «Наталья Юрьевна (Назарова) что-либо говорила на этой встрече». У стороны истца не было вопросов по этому поводу, зато они нашлись у адвокатов ответчика.
- Сергей Викторович стал вам говорить что?
- Он поздоровался и стал дальше говорить об организации выборов.
- Нет, вы конкретно скажите. Вы же на совещаниях были!
- Вот я конкретно не могу сказать. Да, я была, я слушала федеральный закон «О выборах».
- Он зачитывал федеральный закон «О выборах»?
- Да, он читал статьи, по пунктам, как проводить выборы.
Больше ничего по существу дела от Натальи Обуховой адвокат Натэла Пономарева так и не смогла добиться. («Наталья Валерьевна, я не отстану от вас. Что вам говорил Сергей Викторович?» – «Ну, а что! Я же вам уже все сказала, что мне еще сказать?»)
Следующим свидетелем от истца выступил Тимур Шохин, который работал членом ТИКа и был очевидцем еще одной «беседы» Ивановой и Назаровой. Он находился в том же зале, где и женщины, в ночь на 5 декабря в здании администрации района, когда Иванова и ее коллеги принесли итоговые протоколы со своих участков. Шохин посчитал нужным заявить, что «Наталья Назарова не проверяла протоколы и не могла их проверять, потому что у нее не было такой цели». Откуда ему известны цели Назаровой, осталось непонятным. И даже беседы как таковой между Назаровой и Ивановой, по мнению Шохина, не состоялось – женщины постояли в дверях и ушли.
Татьяну Иванову, обыкновенно наблюдавшую за процессом спокойно, возмутил иной комментарий Тимура Шохина. Тот сказал, что на УИК №99 – участке Ивановой – заметил мелкие нарушения.
- Скажите, пожалуйста, а какие-такие «несерьезные» нарушения там были?
- У вас в 9 утра протоколы были без присмотра, я сделал вам замечание.
Не желая продолжать беседу со свидетелем, Иванова после рассказала, что «никакого замечания не было, а этот Шохин сам привозил нам дополнительные бланки протоколов, которые мы должны были сфальсифицировать. А когда мы приехали в администрацию, он там вообще спал в коридоре на стульчиках, мы на него в темноте наткнулись».
Показания свидетелей истца выглядят слишком туманными: по сути, они не смогли «вспомнить» вообще ничего существенного из разговоров двух конфликтующих сторон. По словам Обуховой, Назарова вообще по большей части отмалчивалась, хотя на совещаниях с председателями УИКов была назначена ответственной.
«Это все абсолютная неправда, никакого федерального закона о выборах нам не читали!» – заявляет Татьяна Иванова, опровергая показания директрисы Обуховой о совещании в социальном центре. «Можно обмануть кого угодно, но себя никогда невозможно обмануть. И это внутри останется, если у них, конечно, доля порядочности есть, и чести», – добавила она.
Когда во время прений адвокат Назаровой Сулик Бородатый заявил, что Обухова в своих показаниях ни разу не сбилась, зал ответил хохотом, на который судья Оксана Рябко даже не сделала замечание. Сторона истца потребовала удовлетворения иска в полном объеме, а ответчики – полного отказа в удовлетворении. Судья выносила решение в течение часа. У Татьяны Ивановой глаза уже наполнились слезами – скорее от нервов. Она призналась, что будет счастлива любому окончанию процесса.
Суд принял решение удовлетворить иск частично, сократить размер компенсации втрое и оставить в качестве порочащих и подлежащих опровержению лишь три фразы из четырех. Татьяна Иванова и еще два ответчика должны втроем выплатить Наталье Назаровой компенсацию морального вреда в размере 30 тысяч рублей. Судья Оксана Рябко удалилась под громкие крики зала «Позор!»
На выходе из Василеостровского райсуда «честную учительницу», которая, согласно решению суда, оказалась не такой уж честной, встретили цветы, аплодисменты и растяжка «Родители, берегите детей от назаровщины».
«Думаю, что решение было по принципу «ни вашим, ни нашим». Конечно, мы будем оспаривать это решение в Городском суде. Мы были готовы и к такому исходу», – сообщила адвокат Натэла Пономарева.
«Если бы сейчас решилось все по-другому, я была бы удивлена и была бы рада. А такой результат лишь еще раз доказывает, где мы живем и какая у нас система», – заявила Татьяна Иванова, в очередной раз утопая в подаренных ей цветах. Со своими учениками и соратниками учительница удалилась, отвечая на предложение баллотироваться на пост председателя ЦИКа вместо Владимира Чурова: «А что, я еще молодая!»
Карина Саввина
2011ФедеральныеСанкт-Петербург