Депутаты от «Справедливой России» Илья Пономарев, Дмитрий и Геннадий Гудковы готовят иск в суд на депутатов от «Единой России», обвинивших эсеров в подготовке провокаций на «Марше миллионов» 6 мая.
Эсеры подадут в суд на единороссов – председателя думской комиссии по этике Владимира Пехтина и вице-спикера думы Сергея Железняка за сведения, которые, по словам Дмитрия Гудкова, порочат их честь и достоинство. Демарш представителей «Справедливой России» может быть связан с тем, что их поведение будет рассматриваться комиссией по этике, которая должна сформулировать свою позицию относительно поведения депутатов на недавних акциях протеста.
Как рассказал Дмитрий Гудков газете «Коммерсантъ», Пехтин в одном из своих интервью обвинил депутатов в том, что те «толкали людей на танки», а Железняк в том, что они «выкрикивали антиправительственные лозунги».
Столь пристального внимания депутаты от «Справедливой России» удостаиваются не только от своих думских коллег, но также от общественности и правоохранительных органов. Большой резонанс получила история с лишением семьи Гудковых права заниматься частной охранной деятельностью по формальной причине после того, как Дмитрий и Геннадий Гудковы стали наращивать свое активное участие в массовых акциях протеста.
Обращала на себя внимание общественности и проводимая депутатами-эсерами «итальянская забастовка» в день рассмотрения поправок в закон о порядке проведения массовых мероприятий. Тогда Гудковы и Пономарев пытались затянуть рассмотрение законопроекта с тем, чтобы намеченный на ближайшие дни «Марш миллионов» прошел по старым правилам. Несмотря на то, что своего эсеры не добились, сама забастовка стала предметом обсуждения и поводом предполагать, что в российский парламент вернулась дискуссия.
Эсеры нередко выступают с различными политическими инициативами протестного характера. Так, недавно они подали заявку в Мосгоризбирком на проведение референдума о самороспуске Московской городской думы. Вопрос в предполагаемом референдуме сформулирован так: «Считаете ли вы необходимым внесение в повестку дня Мосгордумы вопроса об ее самороспуске?».
Участвовали представители «Справедливой России» и в составлении «Манифеста свободной России», принятого представителями оппозиции накануне «Марша Миллионов» 12 июня и получившего многочисленные критические отзывы.
Похоже, что эсеры не намерены отступать с выбранного пути, по крайней мере, по словам Дмитрия Гудкова, им уже предлагали «отступные» за выход из оппозиции.
«Геннадию Гудкову в свое время уже предлагали место и губернатора, и председателя комитета по безопасности. Он отказался. Нам и сейчас поступали разные «интересные предложения», лишь бы мы вышли из протестного движения. Но я бы перестал себя уважать», - сказал Гудков в интервью изданию Slon.ru.
Мнения.ру выясняли, как далеко могут зайти эсеры в своей протестной активности и что можно дальше ждать от этой партии?
Мнение высказывает Станислав Белковский, политолог, президент Института национальной стратегии
Нет никакого парадокса в том, что эсеры участвуют в протестных акциях. Это полностью соответствует той идеологии, которую они излагали публично во время выборов в Думу. Я вижу в их поведении попытку выполнить свои политические обязательства перед избирателями.
Думаю, что ни в каких акциях, связанных с прямым насилием депутаты участвовать совершенно точно не будут, поэтому никакой радикализации в этом смысле не ожидаю. А то, что властные структуры своими действиями усугубляют отчуждение с оппозицией и тем самым уменьшают вероятность примирения партии власти и других политических сил современной России, то это, безусловно, так. Поэтому можно говорить о риторической и идеологической радикализации со стороны «Справедливой России», но не об эскалации конфликта на улицах, по крайней мере, со стороны депутатов.
«Справедливая Россия» шла на выборы под реально оппозиционными лозунгами при том, что мы прекрасно понимаем, что эта партия создавалась в 2006 году Кремлем. Сегодня получить голоса оппозиционных избирателей можно только демонстрируя реальную оппозиционность, а не готовность к соглашательству с властью, которое системные оппозиционеры ЛДПР и КПРФ использовали в прежние годы. Поэтому сама логика политического процесса будет способствовать повышению градуса оппозиционности со стороны представителей «Справедливой России» вне зависимости от того, насколько к этому готовы ее нынешние формальные руководители.
Специально для Мнений.ру
Мнение высказывает Сергей Митрофанов, публицист
Я лично знаю Илью Пономарева, и могу сказать, что его действия вытекают из его образа жизни, из его философии. Он видит себя в этом протесте в качестве политической фигуры. Гудковы шли к этому тоже не первый день, достаточно искренне воспринимая то наступление государства на права человека как несправедливость. С одной стороны это была игра, которая была оправдана партийным лейблом «Справедливой России», с другой стороны это их личные убеждения. Кроме всего прочего, я думаю, что они - первые ласточки элитного раскола. Все перемены начинаются с элит, и часть элит очевидно недовольна той растущей неадекватностью государства. Это угрожает и бизнесу, и частной жизни. Граждане понимают, что они не могут жить в непредсказуемом государстве, которое может как угодно измениться. Поэтому все эти обстоятельства выталкивают людей на авангард.
Что касается Думы, верней даже того политического класса, который сейчас нападает на оппозицию... Очень забавная, конечно, ситуация, когда не оппозиция нападает на власть, а власть нападает на оппозицию. С одной стороны это выглядит неприличным. Власть использует Болотную площадь как машинку для того, чтобы производить обыски, аресты, собирать материалы. Любой присутствующий там может попасть под следствие, любой может быть обыскан.
В какой-то степени деятельность Гудковых и Пономарева бросает свет на партию «Справедливая Россия». Хотя сама партия достаточно беззубая, системная, по незримым каналам она соединена с Кремлем, в особенности через Миронова. В политики никогда не бывает все однозначно. Возникает игра, где с одной стороны у «Справедливой России» повышается авторитет, с другой стороны партия недовольна тем, что Пономарев с Гудковыми выходят за рамки определенных схем, берут на себя больше, чем могла бы взять сама структура. Это игра с непредсказуемым результатом.
Специально для Мнений.ру
Мнение высказывает Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики 21 Июня 2012, 11:41:26
То, что сейчас происходит вокруг депутатов Гудковых и Пономарева, это репрессии и борьба с инакомыслием. Их политические оппоненты таким путем хотят заставить их не высказывать свою гражданскую позицию. А то, что политики участвуют в массовых акциях вместе со своими единомышленниками, это абсолютно нормально. Стоит отметить, что и на акциях Народного фронта звучали довольно жесткие призывы, почему-то на это Комиссия по этике никак не реагирует.
Не стоит ставить знак равенства между этими депутатами и партией «Справедливая Россия». Они занимают особую позицию, а в целом партия не столь активна. Надо понимать, что это своеобразная политическая структура, которая была создана искусственно. На думских выборах часть их электората, так же, как у КПРФ и ЛДПР, стала своего рода премией, полученной за счет провала «Единой России».
Сейчас всем уже понятно, что с ростом протестной активности политическое поле должно быть переформатировано. Эпоха динозавра Жириновского заканчивается, эпоха Миронова никогда не наступала. В обществе сейчас есть запрос на новые политические структуры, и «Справедливая Россия» пытается себя позиционировать как такая структура. Мы все это видели и на голосовании по законопроекту о митингах, и в ряде других случаев. Получится у них это или нет, пока сказать сложно.
Специально для Мнений.ру
2012ФедеральныеФедеральный уровень