Депутаты Думы Югры приняли закон о выборах главы региона. Свое мнение по поводу этого документа и его основных параметров корреспонденту РИЦ озвучил заместитель председателя Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа Денис Корнеев.
В окончательном чтении депутаты Думы Югры приняли региональный закон о выборах губернатора автономного округа. И это, наверное, добавит работы окружному избиркому?
Во-первых, добавили работы не наши законодатели, а федеральные. Региональный закон о выборах - это первая практика принятия такого документа и работы с теми новыми нормами, которые введены по выборам главы региона. Это принципиально новый закон, и сравнивать его с прошлым (действовавшим до 2005 года – прим авт.), конечно же, нет смысла. За этот период произошли глобальные изменения в избирательном законодательстве, в порядке предоставления документов, выдвижения и избрания в федеральном законе об основных гарантиях. Система выдвижения кандидатов в избирательном законодательстве также является новой нормой.
Вы сейчас говорите о так называемых муниципальных фильтрах, необходимых для выдвижения кандидата. Насколько это, Вы считаете, усложнит или же, напротив, упростит процедуру регистрации?
На самом деле, с точки зрения формальных оснований для отмены регистрации или отказа в регистрации проблем станет меньше. Потому что подписи, собранные от депутатов или от глав муниципалитетов, достаточно легко проверить, обратившись к тому же главе или депутату напрямую. Отпадут все, так скажем, дискуссии по поводу достоверности и действительности подписей, человек может подтвердить: да я эту подпись ставил, и все вопросы снимаются. Формальные признаки, по которым кандидаты могут говорить, что нашу позицию не выслушали, сложно собирать подписи в продержку и т.д. - все эти технические моменты отходят на второй план. То, что мне нравится в новом законе, и это действительно главное – кандидату в главы региона надо набрать соответствующую поддержку в муниципалитетах, а оформление ее, в данном случае, - довольно прозрачная процедура. Она происходит с соответствующим нотариальным заверением. То есть, для избирательной комиссии, конечно, это упрощает намного процедуру принятия решения по достоверности и действительности подписей. Они уже поступают от конкретных людей из муниципальных органов власти, которых в любой момент можно спросить: действительна ли их подпись. Ну и кроме того, есть нотариальное заверение. То есть, уже есть понимание, что профессиональный юрист, обладающий специальными познаниями, проверил достоверность подписей.
Что касается процентного порога муниципального фильтра, - насколько он обоснован в нашем законе? В некоторых регионах эта планка составляет 5 процентов, в нашем округе этот параметр утвержден на уровне 9 процентов?
Я полагаю, что это зависит от количества муниципальных образований и от количества депутатов в том или ином регионе. Если взять нашу территорию, то это 1401 человек - депутаты всех уровней и главы муниципалитетов. Если взять Алтайский край, то там будет 8 800 человек. Вот, почувствуйте разницу. При этом период для сбора всех подписей одинаков, а объем подписей, который нужно набрать претенденту на пост главы региона, будет существенно отличаться.
То есть, где-то речь будет идти о 1000 подписей, а где-то о 150?
Да, у нас в округе речь идет о 140 подписях, что в масштабах округа - небольшое число. Я полагаю, что исходя из таких норм, для некоторых регионов 5 процентов - уже колоссальный объем работы, в несколько раз превышающий наш. Сложность не в том, что отличается численность избирателей, определяющую роль здесь играет территориальное деление. Маленькие сельские поселения и количество депутатов - все это образует некую сумму, и у нас, в Югре, получается более компактное проживание, что позволяет иметь меньшее количество муниципальных органов первого уровня. А где-то по разным причинам больше муниципалитетов, хотя численность избирателей может быть и такая же, как у нас.
Что касается конкуренции на губернаторских выборах, - будет ли возможность у других политических партий выдвинуть своих кандидатов, поскольку две трети депутатов в Югре представляют Единую Россию?
Законодатели Югры определили, что для участия в выборах главы региона необходима поддержка 9 процентов депутатов и глав. Это примерно одна десятая от их общей численности. Если брать в расчет существующие политические партии, то они набирают из своего количества этот процент. Те партии, которые представлены в думах и допущены к распределению мандатов, для них это ограничение не будет большой сложностью, и они найдут необходимое количество голосов в пользу своего кандидата.
2012РегиональныеХанты-Мансийский АО