Первый тур на выборах губернаторов мог бы стать "праймериз" для кандидатов от оппозиции. Однако эксперты указывают на то, что сейчас противникам действующих губернаторов ничего не остается, как выдвигать единого кандидата. Иначе муниципальный фильтр не преодолеть.
Закон о выборах губернаторов предусматривает второй тур, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей. Эта норма могла бы быть на руку представителям оппозиции: недавние выборы мэра в Ярославле проходили в два тура, и там победил кандидат от оппозиции Евгений Урлашов, которого в итоге поддержали почти все партии.
Пока ни в одном из пяти регионов, где проходят губернаторские выборы, не выдвинут единый кандидат от оппозиции: партийцы из системных оппозиционных партий надеются на победу своих кандидатов. При этом, они не раз заявляли, что во втором туре могут принять решение о поддержке прошедшего в него оппозиционера.
Эксперты-политтехнологи считают, что оптимальным выходом было бы выдвижение единого кандидата от оппозиции.
"Он сразу бы сгруппировал вокруг себя протестный электорат, в случае второго тура такие избиратели только стали бы задумываться о том, за кого голосовать. Однако такой кандидат должен быть подобран правильно. Второй тур страхует от неправильных ставок – в первом туре проходят своеобразные праймериз от оппозиции, он рейтингует кандидатов", - поясняет вице-президент центра политических технологий Георгий Чижов.
По словам ведущего эксперта центра политической конъюнктуры Павла Салина, выдвижение кандидатов от каждой оппозиционной партии только размоет протестный электорат.
"Сейчас избиратели делятся только на две группы – тех, кто поддерживает власть, и тех, кто ее поддерживать ни при каких условиях не будет", - указывает эксперт.
Георгий Чижов называет еще одну проблему, с которой могут столкнуться оппозиционеры, решившие объединиться после первого тура выборов.
"Если кандидаты заранее договорились и ведут себя корректно во время кампании, то вероятность поддержки во втором туре единого кандидата максимальна. Но если кандидаты использовали войну компроматов и черный пиар против коллег по оппозиционному лагерю, то во втором туре это сыграет на руку власти", - предупреждает политолог.
При этом, эксперты считают, что пока выдвижение единого кандидата может превратиться в вынужденную меру: у партий по отдельности не хватает сил на преодоление муниципального фильтра.
"По сути, он стал запретительной мерой, которая может не дать дороги даже единому кандидату", - констатирует Павел Салин.
Он прогнозирует, что оппозиция сможет всерьез поучаствовать в губернаторских выборах только следующей осенью, если в сентябре или августе этого года обойдется без экономического или политического кризиса. Тогда же будет возможен и второй тур. Георгий Чижов, в свою очередь, отмечает, что противник действующего губернатора почти гарантированно выиграет во втором туре, если обошел главу в первом. Политолог обратил внимание, что до отмены губернаторских выборов эксперты вывели определенную закономерность: если отрыв представителя власти от оппозиционера составлял менее 8% в первом туре, то оппозиционер выигрывал выборы во втором туре.
2012РегиональныеФедеральный уровень