Сенсации не произошло – "оттепель" не наступила. Первый тур губернаторских выборов в России показал, еще не начавшись толком, что надежды общества на действительно свободное волеизъявление так и не сбылись.
С самого начала властью – и местной и федеральной – было сделано все, чтобы оппозиция не получила ни малейших шансов на победу. Кремль с самого начала не хотел никаких честных выборов, и его шаг с возвращением губернаторских выборов, как выяснилось совершенно определенно, был ловким трюком. Этим ходом он сбил накал страстей минувшей зимой, и отчасти дезориентировал "Болотную", которая не ожидала такого быстрого и легкого успеха.
На самом деле, как показывают события во всех регионах, где должны пройти выборы, никакой борьбы, хотя бы отдаленно похожей на честную, власти не допустили. Впрочем, у них и не было такой задачи. Основная цель – удержать власть любой ценой. А "избирательные кампании" выполняют чисто имитационную роль. Они призваны внушить согражданам мысль о том, что все остается по-прежнему, что демократия – это не свобода выбора, а голосование за заранее предписанного кандидата. И что всякий, кто пойдет против "линии партии", будет сметен. При этом демонстрируется, что за любые нарушения властям ничего не будет – как и ранее. Поэтому бороться за действительные изменения бесполезно.
Наглядным примером такой политики властей стала Брянская область. Судя по всему, из Москвы губернатору Николаю Денину дали отмашку на использование административного ресурса. Мол, мы тебя вывели на выборы – все зависит от тебя, хочешь остаться в губернаторах – действуй.
И Денин действует. Не мудрствуя лукаво, он вместо 7 % собрал сразу 80 % подписей муниципальных депутатов. При этом большинство подписантов либо состоят в "Единой России", либо так или иначе зависят от администрации. Как утверждают наблюдатели, муниципальных депутатов запугивают и шантажируют чиновники администрации, требуя не отдавать свои подписи никому, кроме главы региона. Закономерен вопрос – зачем губернатору такая цифра – 80 %? Что он хотел этим продемонстрировать? Почему бы не ограничиться более скромным показателем – хотя бы процентов сорок?
Ответ заключается в следующем – как и во многих других регионах губернатор пытается собрать как можно большее число подписей муниципальных депутатов, чтобы как можно меньше подписей досталось оппозиции. Кроме того, Денину важно подавить своих предполагаемых соперников уже на первичном этапе сбора подписей, наглядно показав призрачность их шансов. И, главное, населению он дает понять, что элита за него и сопротивление бесполезно.
Вот как еще в августе описал ситуацию кандидат в губернаторы от "Справедливой России" Вячеслав Рудников: "Брянщина сегодня – это территория откровенных политических репрессий! Под их действие уже попали сотни районных, городских и сельских депутатов. Муниципальный фильтр, который должен пройти каждый кандидат в губернаторы, сознательно и тщательно засоряется по административной линии. Ко мне в избирательный штаб поступают различного рода свидетельства того, как областная власть сформировала негласную установку на недопуск моей кандидатуры к участию в избирательной гонке. Чиновники областной администрации наглым образом создают моим сторонникам проблемы на финальной стадии сбора подписей депутатов".
По его словам, "на первом этапе, еще до объявления губернаторских выборов, главам районов, городских округов, сельских поселений Брянской области была поставлена задача принудительного подписания неких "бланков" в поддержку действующего губернатора Денина. Депутаты расписывались даже на обычном белом листке бумаги в атмосфере принуждения и угроз. Кого-то обещали лишить работы, кому-то – устроить проблемы с обучением детей. Депутатам-выходцам из бизнеса гарантировали серьезные экономические и прочие проблемы".
"Депутатов, особенно сельских, сгоняют на встречи к районным главам или посещают индивидуально, но обязательно с нотариусом. Последние заверяют подписи в поддержку Денина, которые многие депутаты отдают в "добровольно-принудительном" порядке. Подписывают всех скопом, массово и, видимо, исходя из той логики, чтобы другим кандидатам в губернаторы попросту не у кого было заручиться поддержкой. Скажу больше, те депутаты, которые осмеливаются поставить подписи в мою поддержку, сразу превращаются в своеобразных "отщепенцев". Им звонят, отчитывают, опять-таки запугивают. Как показала практика, нотариусы стали еще одним технологическим звеном, исполняющим прихоти и заказы действующей власти. Заверяя подпись депутата в пользу "неугодного" кандидата, они тут же организовывают слив информации. В результате депутаты подвергаются беспрестанному психологическому террору", – рассказал Рудников.
Напористость Денина имеет и еще одно объяснение – вокруг него случалось немало скандалов, памятных жителям области. При этом в кампании участвует несистемный кандидат, который молчать не будет, поставив губернатора перед необходимостью отвечать на острые вопросы. Тут и аварии с его участием, и назначение помощником Андрея Вихарева, позднее осужденного за взятку, и снятие с помощью "черных технологий" предыдущего губернатора Юрия Лодкина. Последним громким делом стала информация о том, что Денин выделил принадлежащему его семье предприятию – птицефабрике "Снежка" – 21 млн. рублей из резервного фонда Брянской области, расследованием чего занимаются Следственный комитет и МВД России.
Кампания административного давления с целью недопуска оппозиции на выборы достигла своего пика 6 сентября, когда на заседании Избирательной комиссии Брянской области было принято решение об отказе Вячеславу Рудникову в регистрации в качестве кандидата на должность губернатора.
В свою очередь, местный штаб "эсеров" перечислил незаконные действия, допущенные чиновниками:
регулярные личные и телефонные угрозы в адрес депутатов муниципальных собраний, поддержавших Рудникова, исходящие от чиновников всех уровней власти;
утечка информации из избирательной комиссии, содержащая личные данные депутатов, выступивших за Рудникова на этапе преодоления "муниципального фильтра";
фабрикация 18 заявлений депутатов, имитирующих "отзыв" подписей, ранее нотариально удостоверенных в пользу Рудникова;
исполнение политического заказа и прямое нарушение избирательного законодательства. Брянский избирком признал действительными две подписи в поддержку кандидата от "Яблока" Пономарева, а не Рудникова, несмотря на тот факт, что подписи в поддержку "эсера" нотариально заверены раньше;
признание действительными 12 подписей депутатов в пользу Денина. При этом подписи пересекаются в подписных листах Денина и Рудникова. Но в первом случае они заверены не нотариусами, а главами районов, которые имели возможность оформить их задним числом.
Сам кандидат Рудников заявил, что был готов именно к такому решению избиркома. "Очевидно, что председатель брянской комиссии сотоварищи выполняет политический "заказ", нарушая все возможные законы. Оставлять безнаказанно действия избиркома я не собираюсь. И для представителей избиркома эти выборы заполнятся уголовными делами, судами и сроками", – заявил он.
"Денин потерял чувство самосохранения. Он перешел все возможные границы законности и здравого смысла. Горе-губернатор загнал себя в тупик, он тонет во лжи. Из его окружения бегут люди, понимая, что на прямых и конкурентных выборах Денину не победить. Всем известно, какими именно методами проводилась кампания в Государственную Думу в 2011 году, сколько людей было уволено из-за неподчинения самодурству губернатора", – добавил кандидат.
Теперь решение вопроса об участии Рудникова в выборах переносится в суд, за которым остается последнее слово. Но как бы там ни было, уже очевидны несколько фактов, неприятных для власти. Первое – выборы губернаторов в России превращены в фарс, где оппозиции отводится роль мальчика для битья, а если она перерастает эту роль, в ход идут разного рода административные запреты. Как и все последние десять лет, неугодные легко и просто снимаются с выборов.
Второе – победа, добытая такой ценой, абсолютно обесценивает саму себя. Легитимность Денина как губернатора будет постоянно ставиться под вопрос. У него может оказаться уже две "победы" с откровенным использованием "черных технологий" – в 2004 и в 2012 годах. Это будет признаком не силы, а слабости губернатора.
Третье – "пиррова" победа контрпродуктивна. Власть упускает шанс на цивилизованное разрешение конфликтов, радикализует общественные настроения. Если выборы обращены в фарс, то зачем в них участвовать? Не лучше ли перейти к решительным протестным действиям? Власть как всегда забывает, что прямой путь – не всегда самый короткий. Выигрывая тактически, она проигрывает стратегически. Неумение мыслить на перспективу – ее слабое место.
Александр КОСТЕРЕВ
2012РегиональныеФедеральный уровень