Пока внимание общественности было сосредоточено на Химках, избирательная кампания подмосковного Воскресенска изобиловала сицилийскими страстями. Назвать честными повторные выборы в мэры, после того как за неделю до голосования был поднят в судебном порядке вопрос о снятии пяти кандидатов, уже не получится. Об этом в материале
"Новой газеты":Причины, по которым наиболее рейтинговые политики были вынуждены сойти с дистанции, формальны и смехотворны. Один кандидат был лишен права на избрание, потому что незаконно сфотографировался для агитматериала на фоне памятника. Другой — потому что выходные данные на его подписных листах были частично написаны от руки. Главному конкуренту «Единой России» — справедливороссу Геннадию Егорову, который одержал фактическую победу на признанных сфальсифицированными прошлых выборах в мэры, ни с того сего припомнили уголовное дело 14-летней давности. Всего Воскресенский горсуд рассмотрел 11 заявлений на снятие кандидатов с выборов, десять из которых были написаны профессионально заточенным под это дело спойлером-самовыдвиженцем Дмитрием Аверьяновым, который, кстати говоря, вообще не вел избирательной кампании. Политолог Александр Кынев считает, что выборы в Химках — это витрина, на которую нам указали подмосковные власти, реальное же состояние дел можно наблюдать в более отдаленных от Москвы муниципалитетах. Например, в Воскресенске, война компроматов в котором, объединила усилия всех оппозиционных кандидатов против единоросса Александра Квардакова. Сам Квардаков воюет против всех.
В чем сила, брат?
Предвыборная лихорадка в Воскресенске скрыта от глаз. Город скуден на наружную рекламу. Чаще других на предвыборных щитах и плакатах мелькает лицо Квардакова. Его главное оружие — «сила и правда». По информации Егорова, единоросс потратил на избирательную кампанию около 200 млн рублей, еще с мая месяца на него работает штаб высокооплачиваемых политтехнологов и юристов. Егоров считает, что облсуд снял его с выборов не без заинтересованного влияния со стороны Квардакова. Другой кандидат-самовыдвиженец Анатолий Рябов утверждает, что за представителем партии власти стоят олигархические структуры химического предприятия «Уралхим».
Квардаков — бывший полковник ФСБ. За те 11 лет, пока он занимал должность начальника 5-го межрайонного отделения УФСБ по Москве и Московской области, в городе цвела и пахла коррупция. По словам кандидата от «Правого дела» Сергея Рудакова, коррупционеры, которых он тогда прикрывал, периодически припугивая папкой с компроматом, сейчас его щедро благодарят. О том, что он был отстранен от должности «без права ношения формы» в мае этого года, стало известно только неделю назад. Поводом для увольнения послужило предоставление заведомо ложных сведений в декларации об имуществе и налоговой декларации. Примечательно, что уже в сентябре сотрудники Управления собственной безопасности ФСБ при поддержке бойцов спецназа ФСБ («Вымпел») провели обыски в его доме. Источники Рудакова утверждают, что причиной обысков послужили папки с компроматом на конкурентов Квардакова, которыми он шантажировал их в ходе кампании. Наличие подобных материалов у бывшего фээсбэшника может говорить о злоупотреблении должностными полномочиями или же о сокрытии преступлений.
Вся власть кланам!
«Три года назад мы думали, что победили один мафиозный клан, поставленных громовской группировкой военных, но оказалось, что власть вернулась к комсомольцам», — отмечает Рудаков. Напомним, что бывший мэр Слепцов был задержан при получении взятки, отстранен от занимаемой должности и оштрафован на 18 млн рублей. После ареста Слепцова Квардаков посадил в администрацию своих людей, которые его сейчас активно поддерживают, так как не хотят сдавать свои позиции команде чиновников Егорова. Удивительно, что у оппозиционных кандидатов нет претензий к правоохранительным органам, прокуратуре и ФСБ. Они выполняют свою работу независимо от воли Квардакова. Этот факт подтверждает и развивающийся конфликт между прокурором Еленой Дьячковской и главой района — «зятем» Квардакова — Александром Калинниковым. Он обвиняет прокурора в том, что она мешает вести кампанию, например, признала незаконными тиражи газет «Новый Воскресенск» и «На днях».
Волчий билет
9 сентября Московский областной суд на основе заявлений ТИКа и кандидата Дмитрия Аверьянова решил отменить регистрацию Егорова на основе его судимости в «тяжком и особо тяжком преступлении». Оказывается, информация о давней судимости Егорова была спущена в ТИК вышестоящей инстанцией. По мнению члена ТИКа Олега Колганова, избирательная комиссия Московской области проявила пристрастность в вопросе выборов в Воскресенске. «4 октября консультант юридического отдела избиркома Московской области Оксана Дмитриева без какого-либо сопроводительного письма привезла в ТИК копию приговора от 1998 года и копию письма заместителя председателя ЦИК Станислава Вавилова. На вопросы, откуда взялись эти документы, у кого запрашивал их избирком, Дмитриева отвечать не стала. Странным образом, в тот же день к нам поступило аналогичное заявление от Аверьянова», — негодует он.
Глава городского поселения Белоозерский Владимир Кузнецов, член партии «Единая Россия», в свою очередь считает, что «волчий билет», врученный Егорову, нарушает п. 3 ст. 32 Конституции РФ, которая ограничивает участие в выборах только для тех, кто находится в местах лишения свободы. Напомню, что в ЦИКе ссылаются на 67-ю статью Федерального закона, которая является по отношению Конституции подзаконным актом. Согласно закону, «не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений». Но Егоров не сидел и не сидит в тюрьме, он выплатил штраф и получил условный срок, который за примерное поведение был снят через год. Дело Егорова, которое послужило основанием для снятия его с регистрации, в принципе смешно. Знакомый взял у него без расписки в долг деньги, обещал вернуть через две недели, а не возвращал три месяца. В итоге договорился с Егоровым предоставить ему на время свою машину. В день, когда он был готов обменять деньги на «подержанную девятку», Егорова и двух его товарищей задержали правоохранительные органы как банду вымогателей. «Позже в разговоре со мной следователь признался, что я пал жертвой обстоятельств, в тот момент им жизненно важно было создать видимость работы», — объясняет Егоров.
Кандидат Болотной
Рудакову 38, он был на Болотной. Его поддерживают Владимир Рыжков, Иван Стариков и другие «белоленточники». Предвыборная кампания Рудакова весьма бедна. Наружной рекламы нет, листовок — тоже. В трехкомнатной квартире ютятся редакции трех газет, главным редактором которых он является, офис маленькой строительной компании и предвыборный штаб. Политтехнологи и юристы на Рудакова не работают, он все делает сам, бухгалтерией заведует жена. Политикой Рудаков начал заниматься в 18 лет, успел побыть замруководителя областного отделения ЛДПР, раскрутить многих политиков. Например, Егорова, тогда еще кандидата от СПС, он создал с нуля в 2003 году. По мнению Рудакова, он остался в игре только потому, что не вел активную предвыборную кампанию. «Это минное поле. Есть три варианта: быть убитым, покалеченным или снятым», — объясняет он. По мнению Рудакова, перетасовка кандидатов дезориентировала электорат: на выборы, по данным его соцопросов, пойдут только двое из десяти человек.
Одна из самых опасных в мире профессий
Председатель общественного совета Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» Борис Надеждин уверен, что губернатор Шойгу не пытается повлиять на результат выборов в Воскресенске. «Это чисто воскресенские разборки. Вот уже несколько политических циклов в городе идет борьба между различными кланами, которые периодически перегруппировываются», — рассказывает он. Партийные рамки на местном уровне условны. Некоторые кандидаты в прошлом состояли в различных партиях. Выборы в мэры Воскресенска, по словам Надеждина, отличаются жесткой стилистикой политической кампании, связанной с тем, что основные персонажи аффилированны с силовыми структурами и криминальными кругами. Он не исключает, что в день голосования в ход будет пущен административный ресурс, например «карусели».
Рейтинг «Единой России» в Подмосковье составляет 30%. Изначально, по мнению Надеждина, Квардаков планировал выставить огромное количество технических кандидатов, дабы заполучить свои 30%. В ходе же избирательной кампании, когда рейтинги Егорова и Квардакова сравнялись, было решено запустить план Б: снять всех серьезных кандидатов с гонки. Что и было сделано. Судя по всему, голоса рассерженных горожан распределятся между Анатолием Рябовым и Сергеем Рудаковым, которым придется побороться за кресло мэра не на жизнь, а на смерть. Надеждин напоминает, что мэр подмосковного города — одна из самых опасных профессий в мире. Согласно статистике, за 10 лет было убито пять мэров, посажено в тюрьму — десять.
Диана Хачатрян