21 октября завершилось офлайновое голосование в совет оппозиции (теперь отдать свои голоса можно только в интернете до 20.00 понедельника). Корреспондент «МН» побывала на двух пунктах голосования и спросила москвичей, за кого они отдали свой голос и почему.
Избирательный участок на улице Покровка находится в помещении обычной квартиры на втором этаже. В два часа дня в воскресенье входная дверь открыта, на лестничной площадке стоят несколько человек. Оказывается, это «хвост» очереди: все пришедшие проголосовать в квартиру не помещаются. В большой комнате ноутбуки, у которых желающие проголосовать регистрируются и проходят верификацию.
— Опять заблокировали сайт! – говорит пожилая женщина в черном берете, выходя из квартиры. Впрочем, сама она проголосовать успела. В очереди волнуются: неужели зря пришли? Здесь стоят в основном те, у кого не получилось проголосовать дома (помешали хакерские атаки, не пришла smsс идентификатором, не разобрались в многоуровневой регистрации-верификации).
Очередь быстро растет: через полчаса в коридоре квартиры и на лестничной площадке уже человек 30. Примерно две трети пришедших — ввозрасте от 40 и старше.
Пожилой мужчина в очках и коричневой замшевой куртке на вопрос, за кого он будет голосовать, отвечает:
— У меня есть свои, проверенные — Навальный, Боря Немцов, Улицкая, они говорят правильные вещи.
— Вы уверены, что будут такими же и у власти?
— Дело не в том, какими они будут у власти, — важно, чтобы их можно было переизбрать! — говорит избиратель. Правда, 45 «проверенных» (именно столько человек должны быть избраны в КС. — «МН») все же не набирает, поэтому спрашивает, нет ли у кого списка кандидатов. Проголосовавшая женщина в черном берете вручает ему «шпаргалку» с 30 кандидатурами, которую она составила для себя накануне. Почти все известные оппозиционеры, журналисты, телеведущие.
Мужчина в куртке критически изучает список, отклоняя неизвестных ему и «ненадежных». Девушка с ноутбуком начинает зачитывать их биографии.
— Да не надо мне это, — перебивает ее мужчина, — главное, что у них за душой.
Но про это в биографии нет.
— За Удальцова и прочих не стал бы голосовать, — рассуждает избиратель в замшевой куртке, — но если не наберется 45, то придется.
— Выбирала тех, кто не подлецы, — говорит девушка с ноутбуком, — кого-то не знала, но друзья посоветовали, а друзья — не подлецы.
Очередь прибывает. Одна из организаторов пытается разделить ее на две части: тех, кому нужна только верификация, и тех, кто пришел голосовать. Просят по возможности голосовать из дома.
Проголосовать можно и на Цветном бульваре на митинге, который начался в три часа дня. На подходе к огороженной для митинга территории людей встречают клоуны в разноцветных костюмах и париках. Они раздают листовки, где под словами «Политцирк: выборы! клоуны! смех!» напечатаны портреты представителей несистемной оппозиции.
— Это нашисты. Выбросьте! — советует корреспонденту «МН» женщина, раздающая листовки с перечнем кандидатов от «левых» сил, за которых, по ее словам, стоит голосовать.
Возле крохотной сцены, где играет музыка и что-то говорит мало кому известный коммунист, почти никого. «Митингующие» стоят в многометровых очередях к белым шатрам, где размещены ноутбуки, у которых можно зарегистрироваться и проголосовать.
Здесь же, среди голосующих, ходят лидеры оппозиции. Удальцов, окруженный толпой журналистов и поклонников, рассказывает, чем Владимир Жириновский хуже Геннадия Зюганова.
Рядом с одной из очередей стоит мужчина лет 55 в клетчатой ярко-голубой кепке. Он держит написанный от руки небольшой плакат: «В координационный совет В.В. Путина и Д.А. Медведева. За кого?»
— Что это значит? — спрашиваю.
— Значит, что их надо выбрать в координационный совет, — отвечает мужчина.
— Для чего?
— В совет надо креативный класс выбирать, — заявляет он.
— Они — это креативный класс?
— А кто же? Они власть взяли!
Женщина, представившаяся Татьяной, говорит, что будет голосовать за тех, «кто делает реальные дела». Дома она уже составила список из участников проектов Росузник, Росправосудие, Роспил и других. «Собчак и Немцова не хочу», — заключает она.
В очередях стоят люди из Зеленограда и подмосковной Лобни. Инженер-электрик Ирина мечтает о том, чтобы в Москве в каждом районе были такие же интернет-форумы для граждан, как Zelenograd.ru.По ее словам, прежде чем приехать на Цветной бульвар проголосовать, она «забросила» всю необходимую информацию о кандидатах и выборах в КС на свой зеленоградский форум. Теперь о том, что нужно проголосовать, узнает весь Зеленоград, уверена она.
Другая молодая женщина лет 30-ти сказала, что не голосовала по интернету из принципа. «Хотела прийти и посмотреть, кто еще придет», — поясняет она. «Мы тренируем свою гражданскую активность», — добавляет, подумав. Чем именно будет заниматься совет оппозиции, она представляет себе плохо.
2012ФедеральныеФедеральный уровень