То, что "Русский марш" был проведен в центре Москвы, само по себе не должно вызывать восторгов у националистов. Во-первых, они были допущены туда, что называется, "на птичьих правах". Во-вторых, потеряв в массовости, акция не явила новых идей.
Расстояние по набережной от памятника Петру I до Центрального дома художников – ничтожно, даже без сопоставления с масштабами мегаполиса. Правильнее было бы сказать, что состоялся не марш, а митинг с небольшим заходом. Причины понятны: один из главных участников, лидер новорожденной Национально-демократической партии Константин Крылов подтвердил корреспонденту "Росбалта", что организаторы были поставлены мэрией перед выбором — очень короткий маршрут в центре или опять Люблино. Выбрали центр – тем более, что для митинга отвели историческое место – "Крымский брод". Именно там 400 лет назад, в 1612 году, ополчение Минина и Пожарского нанесло главное поражение полякам. Где ж, как не тут! Тем не менее, правильность выбора не выглядит бесспорной: марш все-таки должен "размахнуться".
У выхода из "Третьяковской" пассажиров встречала небольшая группа людей, одетых в черную форму любопытного вида - черные флотские офицерские шинели старого образца, с 12-ю пуговицами на фасаде. Кто-то сохранил флотские пуговицы с якорем, а кто-то и перешил на новые, с орлами. У самого рискового на рукавах шинели нашиты были орлы: двуглавые, но головки-то у орла очень маленькие — приглядываться надо, а силуэт-то с явной отсылкой к третьему рейху.
На головах же – явно новые, на заказ пошитые черные фуражки с золотистым кантом. Кокарда – простая белая. И – нарукавные повязки: желтые, с красным кружком и той же эмблемой, что и на кокарде. В целом форма являла собою как бы среднее арифметическое между СС и ВМФ.
Душой компании оказался лидер еще не рожденной, но, так сказать, зачатой партии "Великая Россия", один из лидеров партии "Родина" Андрей Савельев. По идее, по логике вещей, именно эта компания должна была круче всех смотреться на "Русском марше". Однако чуть погодя в колоннах ее не оказалось вовсе. По ходу дела поступила информация, что Савельев со товарищи были задержаны полицией.
Сам же "Русский марш" собирался на Якиманской набережной, напротив Петра I. Первой строилась колонна "православных хоругвеносцев" с ее пышным обилием хоругвей и знамен. Впереди – многолетний лидер Леонид Симонович-Никшич с пышной седой бородой, на голове же – не кубанка, а черная пилотка. Остальные колонны щеголяли лишь флагами. Кое-где на них былитназвания городов, откуда приехали участники, здесь особо выделялись "Русские Химки".
Но черно-желто-белому пришлось кое-где и потесниться. Национально-демократическая партия приготовила для своей колонны во главе с Константином Крыловым новые флаги одного из оттенков красного, ближе к малиновому – с белой птичкой, похожей, скорее, на голубя, нежели на орла. Это была наиболее "цивильная" часть шествия. Проследовала и колонна неоязычников, с золотистыми "коловратами" на алых полотнищах. Возглавлял ее какой-то "интересный человек", на которого накинута была шкура крупного волка, так что волчья чучелизованная голова торчала над его собственной головой в качестве "шапки".
Ну, а дальше, когда пошла колонна ультраправой правозащитной организации "Феникс" под черными флагами с характерной мифологической птичкой, а за ней – колонна, которую вел Александр Белов-Поткин, уже вовсю зазвучали выкрики "Один-четыре-восемь-восемь!" и "Зига-зага-ой-ой-ой!".
Преобладали, конечно, традиционные кличи "Слава России!", а чаще даже "Слава Руси!", и "Русские, вперед!" Периодически раздавались некие экспромты, в том числе даже такой: "Владимира Владимировича – к Владимиру Ильичу!" Это был "первый звонок" главе государства. Также среди транспарантов мелькнули два плаката: "Путин лучше Гитлера" и "Медведев лучше Троцкого". Разумеется, многократно повторялись требования освободить ультраправых "политзаключенных": офицеров Квачкова, Хабарова и Аракчеева.
Между прочим: если с недавнего собрания демократов на Цветном бульваре, посвященном выборам в Координационный совет оппозиции, изгоняли ультраправых книгопродавцов, то на "Русском марше" аналогичным образом было поступлено с каким-то активистом партии "Яблоко", который пришел в "яблочной накидке" и попытался свои листовки раздавать. "Снимите этот фартучек или покиньте территорию! Здесь для русских", — потребовал сердитый организатор. На предсказуемое возражение "Ну, ведь я же русский" — последовало жесткое: "Нет уж: либо крест сними, либо трусы одень!". И это несмотря на то, что полный добродушный "яблочник" смотрелся как-то даже "порусее" поджарого черноусого организатора.
На обочине же, как простой фотограф, стоял известный правозащитник Александр Подрабинек, с фотоаппаратом типа "мыльница". Возмущения националистами он не выказывал, смотрел иронически. "Драйва нет", — небрежно заметил бывалый диссидент корреспонденту "Росбалта" и оценил число марширующих максимум в пять тысяч. Чуть позже Александр Белов с трибуны назвал цифру в 20 тысяч. Ну, это естественно: для энтузиаста и противника, разница в оценке в четыре раза еще невелика.
Наконец, начался митинг в пространстве между Крымским мостом и воротами ЦДХ. На этом небольшом пятачке все благополучно и уместились. Митинг отличался, пожалуй, разумной краткостью.
Открыл митинг лидер Российского общенародного союза Сергей Бабурин. Как и подобает опытному лидеру в возрасте, он вел речь "в позитивном ключе", призывая объединиться всех патриотов – "и тех, кто говорит, что социализм – это хорошо, и тех, кто призывает к выносу Ленина из мавзолея". Затем выступали Белов-Поткин и молодой лидер Иван Миронов, сын бывалого националиста Бориса Миронова, который тоже потом выступал. И вот тут по главе российского государства прошлись со всего размаху – почище, чем на демократических митингах. Белов определил Путина как "врага, который будет пить русскую кровь, пока его не вышвырнут из Кремля". Константин Крылов постарался быть интеллигентом, но и он воскликнул: "Если бы у Путина была хоть капля разума и совести, он бы остановил вал миграции и ввел визовый режим со Средней Азией!".
Кроме Владимира Владимировича, досталось и Владимиру Ильичу: сразу несколько ораторов, начиная с Симоновича-Никшича, потребовали с позором вынести Ленина из мавзолея, и тоже пожестче, чем это бывало у демократов.
Ожидавшегося Алексея Навального никто так и не видел. Говорят – подхватил грипп.
Резолюцию митинга зачитал Демушкин. Она была приятно краткой и содержала требования установить "национальное государство", придать русскому народу "государствообразующий статус", сдержать миграцию и отменить "политическую" -282-ю — статью уголовного кодекса.
После дан был небольшой концерт в стиле патриотического рока. Звуковое сопровождение не помешало одному из простых участников заметить корреспонденту "Росбалта": "Медведев, когда был президентом, встречался с рок-музыкантами и не пошел с хором Пятницкого и Свешникова. Почему в стране, населенной преимущественно русскими, глава государства не пошел встречаться с русскими народными коллективами? Он патологический русофоб. Вот Янукович с малороссами распевал рождественские колядки на их наречии".
Из других реплик на месте: "В общем, очень здорово. Хотелось бы, чтобы это было еще более масштабно и зрелищно. При поддержке желательно, а не просто контроле правительства. Мы разделяем идеи русской общности. Некоторые называют это национализмом. Это неплохо, национализм – это естественно".
"Русский марш необходим для возрождения русской нации и России в целом. Необходимо отказаться от ленинской нацполитики, когда Владимир Ильич писал, что большая нация должна все время уступать малой. Будущее за молодежью, которая не согласна терпеть принижения".
"Главное, чтобы была массовость, чтобы обратили внимание. Я националист. Самое главное – интересы своих людей без ущемления других. Сначала вернуть соотечественников, а потом уже думать об иммигрантах. Я некоторое время жил во Франции и не хочу, чтобы у нас было, как в Париже".
Леонид Смирнов
Подробнее:
http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/11/04/1054884.html