Прокуратура Бурятия выступила против принятия республиканских законов о выплате крупных выходных пособий (так называемых «золотых парашютов») государственным «топ-менеджерам» после окончания срока полномочий или в случае их досрочной добровольной отставки.
Речь идет о законопроектах, рожденных в администрации главы Бурятии и в комитете Народного Хурала по государственному устройству и местному самоуправлению (председатель Анна Скосырская). Они предусматривают умопомрачительные «золотые парашюты» для Вячеслава Наговицына, членов его кабинета, депутатов Народного Хурала, работающих на постоянной (оплачиваемой) основе в парламенте республики, а также для председателя и членов Счетной палаты Бурятии.
Оба этих законопроекта с законспирированными названиями – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РБ» (о выходных пособиях для главы и членов правительства) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам государственного устройства» (о выходных пособиях для депутатов и членов Счетной палаты) – были приняты в первом чтении 6 ноября 2012 года на 30-й сессии Народного Хурала Бурятии. Произошло это, несмотря на отрицательное заключение прокуратуры Бурятии, которая заявила о том, что установление таких преимуществ в зависимости от социального и должностного положения человека является незаконным.
Сколько в России обладателей «золотых парашютов»?
Что же получит глава Бурятии Вячеслав Наговицын или любой из членов возглавляемого им правительства (зампред, министр или руководитель республиканского агентства), если завтра он напишет заявление об уходе собственному желанию или по состоянию здоровья?
Такое может случиться, если Вячеслав Наговицын найдет себе другую работу, решит вернуться к семье в Томск, получит предложение о работе в Москве или в другом регионе. Есть и другие, более интересные варианты. Например, если из администрации президента России пришлют сюда другого назначенца или если вдруг оттуда же прикажут провести в республике свободное выборы, а народ Бурятии на этих выборах неожиданно (?) «прокатит» своего «гулву». Что же касается членов правительства, то любой министр или зампред тоже может «устать», захотеть вернуться условно в свои «рязани» или получить предложение от главы уволиться «по собственному».
Напомним, что «золотым парашютом» сегодня называют крупные компенсации, которые получают в России топ-менеджеры предприятий и бизнес-компаний в случае расторжения с ними трудового договора. Специально для этого в статью 178 («Выходные пособия») Трудового кодекса России в свое время было введено следующее положение.
– Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (имеется в виду, что выходные пособия в России, как правило, выплачиваются в размере среднемесячного среднего заработка или в размере двухнедельного среднего заработка. – С.Б.), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, – гласит статья 178 Трудового кодекса России.
Это положение активно используется сейчас в практике госкорпораций, крупных компаний или предприятий, имеющих высокую степень риска оказаться жертвой рейдерства, дружественного или враждебного поглощения другой компанией. Сегодня «золотой парашют» – один из престижных атрибутов успешного бизнес-управленца, главным неприятным моментом в работе которого является его зависимость от смены собственника компании или руководства в госкорпорации.
В последние 5-8 лет, после отмены свободных выборов губернаторов и мэров, такую же практику пытаются перенести в государственное управление на уровне регионов и в муниципалитеты. Дело в том, что назначаемые главы субъектов Федерации, мэры и другие высшие чиновники ощущают себя уже не «слугами народа» или «государственными мужами», а наемными менеджерами, государство они рассматривают как предприятие, а свою должность – как доходное место.
Лекарство от страха
В Бурятии для бывшего президента, а ныне главы республики Вячеслава Наговицына такой «золотой парашют» предусмотрен Законом «О главе Республики Бурятия». Через пять лет, когда у него закончится срок полномочий, или же в любой момент до этого, если «гулва» (бур. – «глава») подаст в отставку, ему будет выплачено скромное «выходное пособие» в размере денежного вознаграждения за год работы. По проекту закона о бюджете на следующий год зарплата Вячеслава Наговицына за 2013 год составит 5 258 400 рублей (438 200 рублей в месяц). Кроме того, этим же законом предусматривается, что если на новом месте «светлая» зарплата Вячеслава Наговицына будет ниже официальных цифр его нынешнего дохода, то бюджет и налогоплательщики «таежной, озерной и степной» будут выплачивать ему доплату до уровня месячной зарплаты главы Бурятии еще в течение шести месяцев! Где бы он в это время ни находился – в Москве, Томске или в Усть-Бряни.
Сегодня уже почти в половине субъектов Федерации, где были введены такие «золотые парашюты» для государственных «топ-менеджеров», эти шокирующие местных «туземцев» нормы уже отменены. Либо по протесту прокуратуры, либо по суду.
– Сегодня в нашей стране сложилась такая судебная практика, когда Верховный суд Российской Федерации признает выходные пособия лицам, замещающим государственные должности, не соответствующими федеральному законодательству, – сообщила «Новой Бурятии» Наталья Сенникова, начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Бурятии. – По мнению Верховного суда России, все гарантии и компенсации прописаны в Трудовом кодексе, который не предусматривает выплату трудового пособия в связи с прекращением полномочий, то есть в связи с окончанием срока контракта. Вне зависимости от того, какую должность занимает человек. Кроме того, если в регионе для лиц, замещающих государственные должности субъекта Федерации, устанавливаются дополнительные гарантии в виде выходных пособий при прекращении полномочий, то эти лица ставятся в преимущественное положение с федеральными чиновниками. Поскольку на федеральном уровне таких гарантий и компенсаций не предусмотрено. А российским законом о госслужбе задекларирован принцип соотносимости гарантий и компенсаций для государственных служащих всех уровней и для муниципальных служащих.
Для того чтобы обойти закон и сохранить для себя существующие пока «золотые парашюты», чиновники и депутаты в Бурятии пустились на следующую хитрость. Они решили внести в бурятские Законы «О главе РБ», «О правительстве РБ» и «О статусе депутата Народного Хурала РБ» ссылки на положение статьи 178 Трудового кодекса России о допустимости «других случаев выплаты выходных пособий» и в срочном порядке переоформить свои трудовые контракты. Естественно, на сказочно выгодных для себя условиях, в которых прописывались бы «выходные пособия» в размере годового (для главы Бурятии) и полугодового (для министров и депутатов) размеров пособий! На последней сессии Народного Хурала Бурятии руководитель администрации главы Бурятии Петр Носков и авторитетный ныне депутат Анна Скосырская представили депутатам на голосование два «парашютных» законопроекта.
Нет политической воли
В этих скандальных законопроектах сделана попытка закрепить выплату выходных пособий при прекращении полномочий министрам, зампредам правительства, «освобожденным» депутатам и членам Счетной палаты. В последнем случае такое предлагается, видимо, для того, чтобы в контрольном органе не усмотрели расходование средств бюджета Бурятии на незаконные цели. «Неосвобожденным» депутатам, чтобы те «правильно» проголосовали, тоже решили увеличить суммы ежемесячных выплат в виде «возмещения расходов на депутатскую деятельность», повысив выплачиваемый процент «базовой ставки» госслужащих с 44,1 % до 53 % (увеличение в пределах 10 тысяч рублей в месяц).
– На сегодняшний день подготовлены редакции законопроектов, где есть ссылка на статью 178 Трудового кодекса. Но прокуратура Бурятии считает, что эта ссылка проблему не решает. Это не способ преодолеть решения Верховного суда России, поскольку речь идет не просто о договоре между работодателем и работником, а о расходовании бюджетных средств, – говорит представитель прокуратуры Наталья Сенникова. – Мы представили в Народный Хурал отрицательные заключения на оба законопроекта, и ко второму чтению они должны быть сняты. Снять их можно только одним способом – путем отмены этих выходных пособий. Но пока на это нет политической воли!
Напомним, что в обоих «парашютных» законопроектах прокуратура Бурятии выявила несоответствие федеральному законодательству». Проанализировав Трудовой кодекс России, коллеги Натальи Сенниковой сделали заключение о том, что разработчики законопроектов, предлагая выдать членам правительства Бурятии и депутатам «золотые парашюты» (то есть, устанавливая им дополнительные гарантии), вмешиваются в ведение федеральных органов власти. Поскольку Народный Хурал Бурятии, по мнению прокуратуры, не вправе осуществлять правовое регулирование в сфере трудовых отношений в Российской Федерации, в том числе путем включения в трудовые контракты министров и депутатов положений о дополнительных гарантиях им.
Кроме того, предлагаемые скандальные нормы создают преимущества лицам, замещавшим госдолжности в Бурятии. Что недопустимо, поскольку установление прямых или косвенных преимуществ, в зависимости от социального и должностного положения, противоречит тому же Трудовому кодексу.
Мэр – всем пример!
Наталья Сенникова сообщила «Новой Бурятии» о будущих действиях прокуратуры Бурятии в случае принятия депутатами этих законов во втором чтении. Как известно, для того чтобы республиканский закон вступил в силу, необходима подпись на нем главы Бурятии Вячеслава Наговицына.
– Мы проинформируем главу Бурятии о том, что, ставя свою подпись под этими законами, он подписывает законы, противоречащие федеральному законодательству, – сказала Наталья Сенникова. – Если законопроекты в таком виде будут им подписаны, опубликованы и вступят в законную силу, то у нас будут все основания для их оспаривания. Либо внесением протеста, либо обращением в суд. Будем смотреть по ситуации.
Это парадокс, но сам факт того, что Петр Носков и Анна Скосырская внесли законопроекты о выходных пособиях чиновникам в Народный Хурал, может сыграть вполне себе положительную роль и послужить поводом не для закрепления противозаконных норм, которые уже есть в республиканском законодательстве, а для их своевременной и полной отмены! То есть на следующей сессии Народного Хурала Бурятии инстинкт самосохранения (выражение депутата Сергея Будажапова. – С.Б.) может проснуться в депутатах, в первую очередь, «неосвобожденных», и они получат хорошую возможность просто взять и отменить «золотые парашюты» и для «освобожденных» коллег-депутатов, и для членов правительства Вячеслава Наговицына!
Кстати, еще летом по инициативе самого мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева городские власти в столице Бурятии добровольно отказались от выходного пособия для мэра. В других муниципальных образованиях республики прокуратурой уже опротестована подобная практика.
Кроме того, законопроект, подготовленный комитетом Анны Скосырской, содержит и весьма полезные вещи. Например, он отменяет ряд мелких льгот для бывших председателей Народного Хурала Бурятии, которые, опять же по мнению прокуратуры, являются незаконными. Речь идет об упразднении дополнительных гарантий в виде оплаты им за государственный счет коммунальных услуг, предоставления сотовой связи и других «приятных мелочей».
Сергей Басаев
2012РегиональныеБурятия