Фонд «Петербургская политика» представил рейтинг социально-политической устойчивости регионов по итогам ноября. За истекший месяц большинство из них ухудшили свои позиции, лидерами падения стали Пермский край, Челябинская и Смоленская области, где представители власти фигурировали в антикоррупционных кампаниях. Вместе с тем разочарование, наступившее после региональных выборов 14 октября, привело к деполитизации повестки дня в регионах.
Обвинения в коррупции депутатов Владимирской и Орловской областей, оскорбление депутатом в Смоленской области малолетних узников концлагерей, роспуск брянского отделения «Яблока», инцидент с крышкой гроба в подъезде дома спортивного обозревателя «Новой газеты» в Рязанской области — подобные события местной общественно-политической жизни в совокупности с ухудшением экономических показателей привели к критической потере управляемости в ряде российских регионов. Такие выводы следуют из нового исследования, проведенного фондом «Петербургская политика».
По сравнению с октябрем, когда фонд впервые опубликовал рейтинг социально-политической устойчивости регионов, в ноябрьской повестке дня акценты сместились с политических на социально-экономические вопросы.
К деполитизации настроений в обществе привела в первую очередь низкая политическая конкуренция и безальтернативность региональных выборов 14 октября.
«Оппозиция оказалась деморализована после 14 октября. Деятельность партий в ноябре была малозаметной. Основные события происходили без участия оппозиции», — пояснил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Интерес к политике в регионах не смогли пробудить ни дискуссия вокруг идеи возвращения выборности сенаторов, ни демонстрация федеральной власти неготовности восстанавливать выборность глав крупных городов.
Впрочем, Виноградов отмечает, что в топ событий региональной политики попала дискуссия вокруг доклада околокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Авторы доклада, в числе которых советник первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина Дмитрий Бадовский, предложили отказаться национальным республикам от прямых губернаторских выборов.
На фоне отсутствия альтернатив и конкуренции в политической среде внимание регионов сконцентрировалось на экономических вопросах.
Вопреки ожиданиям смещения акцентов в повестке дня в сторону политики в начале осени не произошло. В сентябре этого ждали из-за начала нового политического сезона, возвращения протестной активности, а также «новой волны кризиса».
«В ноябре в экономической жизни стала усиливаться поляризация регионов. Публикация статистических данных агентством «Финмаркет», Федеральной налоговой службой показала, что тенденции носят разнонаправленный характер: выделяются группы потенциально кризисных регионов, в то время как в других субъектах наблюдается существенное улучшение экономических показателей», — отмечает Виноградов.
Еще больше обострила ситуацию в регионах федерализация повестки дня в социальных сферах: общественная активность, с одной стороны, сконцентрировалась вокруг локальных проблем, например, повышения тарифов ЖКХ, с другой стороны, наоборот, развернулась вокруг общероссийской реформы образования.
Концентрация на региональных экономических трудностях и социальная активность вокруг федеральных вопросов, не зависящих от деятельности местных властей, привела к падению управляемости как территорий со слаборазвитой экономикой, так и относительно успешных территорий с высокой зависимостью экономической активности от конъюнктуры цен на мировых рынках (например, металлургии).
В результате рейтинг с самыми высокими индексами возглавили регионы со средним (и низким) уровнем экономического развития, слабой политической активностью и высоким уровнем контроля над политическим процессом со стороны администраций — Амурская, Белгородская, Ивановская, Тамбовская области.
Самый высокий индекс — 8,7 (в октябре — 8,5) по 10-балльной шкале в ноябре достался промышленно успешной Пензенской области, которая также отличилась объемами капитала малого и среднего бизнеса. Мордовия с многомиллионным контрактом с «Danone-Юнимилк» и дешевой сотовой связью заработала индекс устойчивости 8,6. Причем в сравнении с октябрьскими показателями Мордовия из-за таких «негативных факторов», как голодовка в колонии и приостановка судом выпуска газеты «Шестой номер» (издание признано виновным в рекламе наркотических средств), потеряла 0,5 пункта.
Кемеровская область с показателем 8,2 также оказалась в верхних строчках рейтинга (в октябре — 8,5), несмотря на попадание в число регионов с максимальными рисками финансово-экономического кризиса по версии «Финамаркета» и начала новой «туристической» кампании Амана Тулеева по поиску снежного человека.
Но на управляемости регионов в ноябре не сказались ни неоднозначные идеи губернаторов, ни социальные и экономические неудачи. Полураспад в региональных элитах, а соответственно, и частичная потеря контроля начались только в результате антикоррупционных разоблачений.
Читать далее