В субботу, 8 декабря, на заседании федерального бюро партии "Яблоко" должна решиться судьба 23 "пособников фальсификаторов" во главе с депутатом ЗакСа Максимом Резником. Фигуранты скандального "списка на вылет", в основном активисты молодежного отделения петербургского "Яблока", де-факто обвиняются в пособничестве горизбиркому при распределении депутатских мандатов. Учитывая впечатляющее рвение обвинителей, можно предположить, что завтрашнее заседание — не более чем формальность перед уже принятым решением. Однако при таком исходе "Яблоко" рискует потерять политические очки и оттолкнуть от себя значительную часть преданных сторонников.
"Яблочный" скандал разгорелся сразу по завершении декабрьских выборов. По партийным спискам в городской парламент прошли Ольга Галкина и Вячеслав Нотяг — вместо "яблочных" тяжеловесов Михаила Амосова и Александра Беляева, шедших в начале списка. Соратники заподозрили фальсификации, обвинив также прошедшего в ЗакС лидера петербургского "Яблока" Максима Резника в сговоре с руководством ГИК с целью провести в парламент своих протеже.
Спор вокруг депутатских кресел расколол петербургское "Яблоко" на две неравные части. С одной стороны авторитетом давил партийный ветеран Михаил Амосов (Александр Беляев стал председателем петербургского УФАС и от претензий на депутатское кресло отказался). С другой, Галкину и Нотяга поддержал сам Максим Резник, связанный с ними дружескими отношениями, а также его зам Александр Шуршев и два десятка молодежных активистов, работавшие наблюдателями на избирательных участках 12 декабря прошлого года. Они-то и стали главными фигурантами скандального "дела 22-х", позднее превратившегося в "дело 23-х", с присоединением к обвиняемым самого Максима Резника.
Старшие товарищи обвинили молодых "яблочников" в соучастии в фальсификациях при подсчете голосов и в публичной поддержке нечестно избранных депутатов. Галкина и Нотяг не согласились добровольно расстаться с депутатским статусом. После этого 13 известных "яблочников", включая свежеизбранных депутатов Бориса Вишневского и Александра Кобринского, заявили о приостановлении своего участия в деятельности петербургского "Яблока" — до тех пор, пока оказавшиеся в центре скандала соратники не сдадут мандаты. Под давлением однопартийцев Галкина и Нотяг вышли из партии, оставшись при этом членами "яблочной" фракции в ЗакСе.
Состоявшийся 1 декабря в Москве партийный арбитраж поставил в скандальной истории лишь многоточие. Теперь, по словам Шуршева, в вину молодежным активистам вменяется не только пособничество избиркомовским фальсификаторам, но и участие в организации националистических мероприятий. Дело 23 "раскольников" раздулось до 433 страниц обоснования, составленного членами федерального бюро "Яблока" Николаем Рыбаковым и Валерием Горячевым. Большую часть представленных на суд бюро доказательств составляют перепечатки постов и комментариев обвиняемых с их страничек Вконтакте и "Живом журнале". "Настоящие тома яблочного "Ленинградского дела", — едко заметил Шуршев в своем посте. По его мнению, эти посты вообще не имеют прямого отношения к делу.
К доказательствам вины авторы обоснования также причислили комментарии Резника и Шуршева в СМИ, где те отрицают свою вину в поддержке фальсификаций на выборах и нелицеприятно высказываются в адрес своих оппонентов. "То есть они нас сначала обвиняют во всех грехах, потом ждут нашей реакции на это обвинение, а потом рассказывают, что из-за этой реакции мы и виновны. Еще большой вопрос, кто и что тут фальсифицирует", — отмечает Шуршев.
"Все это, по мнению авторов решения бюро, подтверждает, что я постоянно пропагандирую в социальных сетях и в СМИ поддержку О.В. Галкиной и В.О.Нотяга в их нежелании сложить полученные в результате фальсификаций депутатские мандаты, фактически оправдывая произведенные на выборах фальсификации, а, соответственно, становясь их соучастниками", — заключает активист.
В субботу, 8 декабря, должно состояться заседание федерального бюро "Яблока", на котором окончательно решится судьба "отщепенцев". Члены федерального бюро Борис Вишневский и Николай Рыбаков, ранее высказывавшиеся за исключение активистов, не смогли дать Neva24 даже приблизительный прогноз по решению бюро. "Это нельзя предсказать заранее, все будет зависеть от того, в каком русле будет проходить обсуждение, какие аргументы будут приводить обе стороны", — глубокомысленно заметил Вишневский.
Позиция молодежных активистов становится еще более шаткой, если вспомнить про давние разногласия между Григорием Явлинским и Максимом Резником. По некоторым данным, основатель "Яблока" испытывает неприязнь к Резнику, и якобы давно хочет убрать того из партии — в частности, за сомнительные связи с нацболами. В общении с прессой Григорий Алексеевич демонстративно хранит нейтралитет, подчеркивая при каждом удобном случае, что никакого раскола в партии нет, а есть лишь внутрипартийная дискуссия.
Александр Шуршев несколько удивился вопросу о том, готов ли он покинуть ряды "Яблока". "К такому решению нельзя подготовиться", — после некоторой паузы сказал Шуршев, добавив, что тем не менее примет любое решение бюро. А Максим Резник не намерен ехать в Москву, заявив, что не видит в этом смысла, и готов добровольно покинуть "яблочные" ряды. "Если активистов молодежного "Яблока" все-таки исключат, мне в этой партии делать будет нечего", -— лаконично заявил депутат.
Свою позицию высказала и противоположная сторона "яблочного" процесса. "Моя позиция как члена партии проста — фальсификаторам и их пособникам не место в нашей партии, — заявил Николай Рыбаков. — Недопустимо никакое политическое сотрудничество с теми, кто избран депутатом благодаря фальсификациям, недопустимо никакое их оправдание. Если мы допустим все это, то выходящие на наши митинги люди просто перестанут нам верить".
Учитывая невероятное тщание обвинителей — аж 433 страницы обоснования — можно предположить, что завтрашнее заседание — по большому счету формальность перед уже принятым решением. Однако нетрудно предсказать, что в случае исключения "раскольников" из партийных рядов петербургское "Яблоко" рискует потерять множество сторонников в Северной столице. При всем неоднозначном отношении к Резнику, он все же до недавних пор считался одним из самых заметных лиц местного "Яблока" и по сей день остается популярной персоной в петербургской оппозиции.
2012МестныеСанкт-Петербург