В среду, 12 декабря, сразу два значимых события. 19 лет исполняется российской Конституции и Владимир Путин выступает с ежегодным посланием Федеральному собранию — первым после возвращения в Кремль.
А не подумать ли нам?
Именно Путин за несколько дней до выступления начал рассуждать о том, что для перехода к прямым выборам сенаторов, возможно, нужно будет поменять Конституцию. Хотя для отмены выборов менять ее не потребовалось…
Слова немедленно были истолкованы как первый «вброс» с целью прощупать общественную реакцию. Не исключено, что о необходимости поправок Путин скажет в послании. На вопрос об этом источники в администрации лишь загадочно улыбаются и просят подождать до среды. Однако все сходятся на том, что первое после возвращения в кресло президентское обращение не может быть проходным и обязательно должно содержать в себе какие-то яркие моменты. Хотя не факт, что непременно про Конституцию.
Источник в окружении президента на вопрос о Конституции заметил, что вообще все это «схоластические споры», а людей гораздо больше волнует перевод часов. «Переход на зимнее время важнее». Возможно. Но именно позиция общества в отношении Основного закона определяет и состояние самого общества, и отношение к нему властей.
Что написано в Конституции
Статья 94
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95
1. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96
1. Государственная дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) утверждение указа президента РФ о введении военного положения;
в) утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;
д) назначение выборов президента РФ;
е) отрешение президента РФ от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Одна, зато какая…
За 19-летнюю историю, не считая нескольких поправок в названиях регионов, Конституция претерпела лишь одно содержательное изменение: срок пребывания президента в должности изменили с четырех до шести лет, депутатов — с четырех до пяти. Сделать это в своем послании предложил Дмитрий Медведев, как только стал президентом, и, не отвлекаясь на долгое публичное обсуждение, федеральные и региональные законодатели быстро приняли поправку.
В преддверии 12 декабря и скорого (всего через год) юбилея Основного закона депутаты, законники и эксперты собрались по инициативе спикера Госдумы Сергея Нарышкина обсудить, нужно ли менять что-то в Конституцию, если да, то что, когда, а главное — зачем.
Сам Нарышкин высказался однозначно: требования менять Основной закон назвал популистскими и дал понять, что радикальное переписывание не планируется. Тем не менее эксперты и политики говорят о возможности внесения точечных поправок, хотя сами же признают: одна из ключевых проблем не в Конституции, а в ее игнорировании.
Заповеди и фараон
Для любых поправок в главы 3–8 Конституции нужны две трети голосов депутатов, сенаторов и одобрение двух третей регионов (глава 9 Конституции). Сложнее с главами 1, 2 и 9 («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»). Предложения должны быть поддержаны тремя пятыми голосов сенаторов и депутатов. Затем созывается Конституционное собрание. Оно либо отказывает в пересмотре этих глав, либо разрабатывает новую Конституцию. После чего принимает ее двумя третями голосов или выносит на референдум.
Так что изменить основы строя непросто, к тому же нет закона о самом Конституционном собрании. «Эти главы вне конкуренции, вне возможных вторжений, — сказал один из авторов Конституции Виктор Шейнис. — Когда-нибудь, может быть, дойдет дело. Но сегодня вторгаться в эти главы означает открывать ящик Пандоры». «В первом и втором разделе закреплено нескольких заповедей, — добавляет другой автор, Сергей Шахрай. — Как в христианстве, других религиях».
Но остаются другие разделы, и именно они многим не дают покоя… Наиболее популярны предложения, касающиеся взаимоотношений законодательной и исполнительной власти. Одна из идей, особенно ее любят левые, превратить Россию из президентской республики в парламентскую. Вряд ли кто-то сегодня станет всерьез рассматривать эту мысль, но некоторые ее аспекты выглядят осуществимыми. Например, усилить контроль парламента за правительством. А то все, что относится к кабинету министров, у президента. «У президента, кто бы ни сидел в Кремле, больше полномочий, чем у фараона и у римского императора! Всех снимают, всех назначают и толком ни за что не отвечают», — возмущается лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его словам, за 20 лет Дума не приобрела элементарных контрольных функций.
«Если бы парламент согласовывал назначение министра обороны, — добавил Зюганов, — таких безобразий с коррупционными схемами не было».
Что сказал Путин
«Знаю, что многие из вас, собственно говоря, да и я, считаем, что когда-то в конечном счете мы должны будем перейти к прямым выборам сенаторов, но надо посмотреть на Конституцию. В Конституции записано, что члены верхней палаты представляют законодательную и исполнительную власть субъектов Федерации, поэтому нам тогда нужно подумать об изменении Основного закона».
Образ будущего лучше не трогать
Однако большинство экспертов считает: ограничивать полномочия президента сегодня неактуально, важнее следить за соблюдением Конституции.
«Жизнь показывает, что даже те институты, которые прописаны в Конституции, не работают эффективно и полностью, — говорит политик Ирина Хакамада. По ее мнению, Конституции не соответствует слишком большая зависимость от центра регионов, «абсолютная непрозрачность, неподконтрольность как мест заключения, так и самих следственных органов». Член Общественной палаты Елена Лукъянова добавляет, что «за 20 лет накопилось огромное количество нормативных актов, которые во многом исказили смысл Конституции».
Эксперты все же не исключают, что точечные поправки в Основной закон возможны. Лишь один из «отцов-основателей» — Сергей Шахрай — призывает вообще не трогать Конституцию, а если что-то так уж хочется поменять, делать это с помощью конституционных законов: «Документ 1993 года — это образ желаемого будущего, план развития российского государства, ориентиры, которые позволяют совершенствовать механизм, не меняя текст».
Как видит неисполнение Конституции непарламентская оппозиция (доводы лидера «Яблока» Сергея Митрохина)
1. В Конституции записано, что Россия — демократическое правовое государство. У нас авторитарное государство с применением карманного правосудия.
2. В Конституции записано: права и свободы человека — высшие ценности. Соблюдение и защита этих прав — обязанность государства. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому обращению. Вместо этого пытки в местах заключения и СИЗО, злоупотребления при расследованиях.
3. В Конституции записано: Россия — социальное государство. У нас государство олигархическое, обеспечивающее сверхдоходы чиновникам и связанным с ним бизнесом за счет достойной жизни остального общества.
4. В Конституции записано: никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Сегодня есть какой-то патриотизм в детских садах. Мы все здесь патриоты. Но у каждого разная идеология.
5. В Конституции записано: местное самоуправление не входит в систему государственной власти. На деле оно несамостоятельно.
6. Конституция гарантирует равенство прав и свобод граждан, независимо от места проживания. В Краснодаре местные олимпийские законы поразили в правах жителей. В «новой Москве» собираются лишать собственности круче, чем лишали на Кубани.
7. В Конституции записано: Россия — светское государство. Усиливается клерикализм, который никогда не был свойственен православной религии. В мусульманских регионах идет наступление шариата.
8. В Конституции записано право граждан собираться мирно без оружия. После июньских поправок в законы это право ограничено.
9. В Конституции записано: ограничены в избирательных правах могут быть только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы. В апреле Госдума приняла закон об ограничении в этих правах лиц, когда-либо осужденных за тяжкие уголовные преступления.
«Мы живем по неписаной конституции»
Тамара Морщакова,судья Конституционного суда в отставке, член президентского Совета по правам человека об изменении Конституции РФ
— В следующем году Конституции 20 лет. Уже звучат мнения, что она требует существенной корректировки. Или, наоборот, что ничего менять не надо. Вы как думаете, надо или не надо?
— Вообще развитие Конституции не предполагает обязательного внесения изменений в ее текст. Оно предполагает воплощение Конституции в жизнь, отслеживание в ходе этого процесса, где такое воплощение не происходит, чтобы, соответственно, искать адекватные меры для устранения недостатков. Конституция — это программа развития. Если мы имеем образец, в соответствии с которым должна выпускаться продукция, а продукция образцу не соответствует, то начинать ремонтировать образец не самый лучший выход. Надо ремонтировать продукцию.
— Какую продукцию надо ремонтировать в данном случае?
— Законодательство. А еще лучше сначала отремонтировать отношение со стороны правоприменителей. Потому что сейчас, как было правильно сказано, мы не живем по писаной Конституции, мы живем по неписаной конституции. И это самый печальный факт. Надо начать во всех сферах деятельности публичной власти последовательно очищаться от того, что действующей Конституции не соответствует.
— В саму Конституцию стоит при этом вносить поправки?
— Юридически возможно внесение точечных поправок во все главы, кроме 1, 2 и 9 — об основах конституционного строя, правах и свободах человека и о самих процедурах внесения поправок. Вбросить сейчас идею о полном ремонте текста — значит отвлечь общество от реальной работы по реализации конституционных принципов и норм. При этом очевидно, что при таком ремонте начнется и пересмотр самих принципов.
Для внесения отдельных поправок не требуется созыва Конституционного собрания. Оно нужно с одной-единственной целью — устранить то, что гарантированно в главах 1 и 2 Конституции, т.е. заменить ее другой. Кто-то уверен, что она будет лучше?
— Как определить эти точки, куда надо вносить поправки? Кто это должен делать и на каких принципах?
— Это требует продуманной стратегии развития конституционализма и в том числе развития публичного права. Главным лозунгом стратегии должно быть воплощение Конституции и ее принципов. А не уничтожение. Существуют авторские экспертные проекты по различным вопросам развития публичного права. Но научное, экспертное сообщество не может добиться воплощения идей. Для их проработки и реализации необходимо создать центр развития публичного права, который был бы признан властью как разработчик реформ и мог бы широко привлекать экспертное сообщество.
— Чем должен заниматься центр?
— Под его эгидой могли бы разрабатываться концепции, законопроекты, обеспечивающие не только развитие демократических конституционных институтов власти (например, избирательного права), но и развитие таких отраслей права, как право уголовное, уголовно-процессуальное, административное, которые сейчас системно не реформируются.
Для ущемления прав и законных интересов личности область публичного права таит в себе не меньшие, а большие опасности, чем область частного права. В этой сфере два субъекта: государство и личность. И государство всегда сильнее. Вообще конституционализм рождается как система, которая нацелена на ограничение государства в целях защиты личности. Но развивать конституционализм надо осмысленно, а не латая законы или принимая новые акты, фигурально говоря, с голоса, иногда чуть не в трех чтениях сразу.
— Путин несколько дней назад рассуждал: если вводить прямые выборы сенаторов, для этого надо подумать о поправках в Конституцию.
— Это не требует изменения Конституции. На веку этой Конституции уже неоднократно изменялся порядок формирования Совета Федерации: он определяется законом.
Как видит изменения в Конституцию парламентская оппозиция (доводы лидера «Справедливой России» Сергея Миронова)
1. Ввести в Конституцию три новые главы: «Россия в союзе государств», «Гражданское общество», «Контрольные органы».
2. Заложить право Госдумы выражать недоверие как правительству в целом, так и отдельным министрам.
3. Ввести прямые выборы руководителей регионов без нынешних фильтров.
4. Ввести прямые выборы в регионах членов Совета Федерации.
5. Предусмотреть право Госдумы и СФ создавать комиссии для расследования вопросов, связанных с работой органов власти и конкретных должностных лиц.
6. Прямо описать в Конституции права оппозиционных фракций в Госдуме.
7. Установить, что депутат за нарушение требований, предусмотренных его статусом, может быть лишен мандата только через специальную процедуру с участием судебной власти.
8. Четко прописать самостоятельность органов местного самоуправления, их права и обязанности.
9. Закрепить статус недр и природных водоемов как публичного общественного достояния нынешнего и будущего поколений российских граждан.
Ирина Граник
2012ФедеральныеФедеральный уровень