О возможности формирования руководства национальных республиках в соответствии с местными традициями и этнической составляющий заявил президент России Владимир Путин. В качестве примера реализации такой идеи было названо распределение властных полномочий между народами Дагестана. Президент высказался за представительство нацменьшинств, таких как, например, балкарцы в КБР, на высшем уровне регионального управления.
"Если одна из наций, живущих в республиках, находится в меньшинстве, то у неё всегда возникает опасение, что она никогда не будет представлена на высшем уровне управления. И начинаются межэтнические конфликты", - заявил Путин на пресс-конференции, состоявшейся 20 декабря.
Отметим, что в ходе оглашения послания Федеральному собранию 12 декабря президент РФ высказался о недопустимости "замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны".
"Мы никогда не выберем своего президента"
В качества примера межэтнических конфликтов на почве раздела власти Путин привел кризиса в Карачаево-Черкесии. "В 1999 году в Карачаево-Черкесии выборы прошли. Черкесы что сказали: "Мы никогда не выберем своего президента: нас меньше, чем карачаевцев" (по итогам всероссийской переписи 2010 года, в КЧР проживают живет более 194 тысяч карачаевцев (41% населения региона) и более 56 тысяч черкесов (11,9%) - прим. "Кавказского узла"). И сразу началась пальба из автоматического оружия, и первые жертвы пошли. Мы же должны это иметь в виду. Или мы хотим разбалансировать вообще всю систему управления в стране и породить такие конфликты? Нет", - цитируются слова Владимира Путина в стенограмме на сайте президента России.
"Поэтому люди из национальных республик, понимая эту проблему, чувствуя на себе, на своих семьях, опасаясь за такое неблагоприятное развитие, они сами поставили вопрос: дайте нам право, сказали они, выработать такую систему приведения к власти руководителей республик, которая бы никого не ущемляла", - отметил Путин, отвечая на вопрос о возможности введения прямых выборов губернаторов субъектов федерации.
Дайте нам право выработать такую систему приведения к власти руководителей республик, которая бы никого не ущемляла
Своего пика межнациональное противостояние в Карачаево-Черкесии достигло в ходе второго тура выборов главы региона в 1999 году. За пост боролись мэр Черкесска Станислав Дерев и бывший главком сухопутных войск РФ Владимир Семенов. Представители избирательного штаба черкеса Дерева заявляли, что победа Семенова будет означать победу «карачаевской диктатуры» и дискриминацию русских, черкесов и абазин. Сторонники карачаевца Семенова считали, что после победы Дерева будут делаться попытки объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а карачаевцы и балкарцы станут бесправным меньшинством, писал в своем бюллетене за 1999 год Международный институт гуманитарно-политических исследований.
Конфликт сопровождался обстрелами и поджогами избирательных участков, массовыми драками на межнациональной почве. В августе 1999 года Верховный суд КЧР подтвердил результаты голосования в рамках второго тура, закончившегося победой Семенова. 7 сентября 1999 года представители двух кандидатов в президенты республики договорились о завершении массовых акций. 14 сентября 1999 года Владимир Семёнов вступил в должность главы Карачаево-Черкесии.
Между Семеновым и Деревым было заключено неформальное соглашение, по которому "при президенте карачаевце, премьер-министром будет черкес, а председателем народного собрания - русский", заявил ранее представитель съезда Черкесского народа Мухамед Черкесов. Огромный резонанс в КЧР вызвало совершенное 12 мая 2010 года убийство советника президента республики, черкеса по национальности Фраля Шебзухова. Согласно документам, имеющимся в распоряжении "Кавказского узла", 26 апреля 2010 года тогдашний глава КЧР Борис Эбзеев обратился в парламент с просьбой назначить Шебзухова премьер-министром.
Национальный вопрос остро стоит и в Кабардино-Балкарии, где одной из главных проблем является земельная реформа. Балкарская сторона требовала включить отгонные пастбища в состав территорий горных сел, с преимущественно балкарским населением. Представители кабардинской общины считали за лучшее оставить эти земли в собственности всех сел, вне зависимости от национальности их жителей. В 2011 году парламент КБР принял компромиссный вариант закона об отгонных пастбищах, который предусматривает их сохранение в собственности государства и использование в арендной форме.
Между тем балкарские организации рассматривают земельный вопрос как часть более широкой проблемы. Совет старейшин балкарского народа считает, что надо решать его в контексте реабилитации депортированного в 1944 году народа: территориальной, с восстановлением четырех балкарских районов; политической, с организацией двухпалатного парламента с паритетным представительством титульных народов и ротацией председателей парламента и председателя правительства.
Отметим, что оба главы КБР - Валерий Коков, руководивший регионом с 1992 по 2005 годы, Арсен Каноков, занимающий этот пост с 2005 года, - были выходцами из кабардинской общины республики.
"В Дагестане такая система существовала, хотя и противоречила основному закону страны"
Говоря о системе назначения на посты представителей различных национальностей, президент России привел в пример Дагестан. "В Дагестане такая система существовала много лет, хотя и противоречила на тот момент основному закону страны, когда представитель одной этнической группы был президентом или председателем Госсовета, второй – обязательно возглавлял правительство, третий – обязательно возглавлял парламент. А потом они менялись", - сказал Владимир Путин.
В апреле 2009 года тогдашний президент Дагестана Муху Алиев планировал предложить законодательное закрепление национального принципа формирования органов власти, чтобы обеспечить представительство в органах власти всех местных этносов. Ранее в Дагестане была собственная система выборов – национально-территориальные округа, квотирование мест в парламенте. Аварцы получали пост главы региона, даргинцы – спикера Национального собрания, кресло премьер-министра занимал кумык. Затем Москва привела избирательную систему к общему знаменателю с общероссийской, что отрицательно сказалось на балансе сил в республике, рассказал Алиев в интервью «Газете.Ru» и «Кавказскому узлу».
"У нас многонациональный состав везде, но титульная нация одна – допустим, в основном русское население. Не надо отбирать у людей это право; надо всё это пообсуждать и, безусловно, за такими субъектами, как ваш, сохранить это право (на прямые выборы губернаторов - прим. "Кавказского узла"). Но дать возможность и людям в национальных республиках в соответствии с их традициями и с их культурой принимать такие решения, которые будут оптимальными и избавят нас от национальных и межэтнических религиозных конфликтов", - резюмировал Путин свой ответ журналисту из Омска.
"Кавказский узел" ранее сообщал о разных мнениях экспертов по вопросу возврату прямых выборов глав республик Северного Кавказа. Так, депутат Госдумы от Кабардино-Балкарии Адальби Шхагошев уверен, что возвращение такого типа выборов станет испытанием для гражданского общества и для политиков. По словам профессора Кабардино-Балкарского госуниверситета Хаджисмеля Тхагапсоева, в СКФО руководство формируется исходя из клановости, что ставит под вопрос привлечение во власть эффективных управленцев.
2012РегиональныеКарачаево-Черкесия