Влияние представителей гражданского общества на выборы и их обязанность делать выборы более культурными затронул в своем выступлении представитель РОИИП на заседании 31 мая 2012 года. Приводим тезисы выступления председателя Совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисовича Борисова на заседании Экспертной площадки "Выборы и общество":
Свое выступление я хотел бы начать с пророческих слов философа и мыслителя Плутарха: «Демократия это симфония народа и власти, порой оборачивающаяся господством толпы. Кто ей потакает – ведет к гибели, а кто не хочет потакать – приводит к гибели еще раньше».
Задача цивилизованного государства в сфере организации политической системы общества сводиться к тому, чтобы сохранить устойчивое равновесие между разнообразными требованиями всех слоев населения и необходимостью существования государства, как формы самоорганизации населения, со всеми присущими ему функциями.
Мы являемся свидетелями и активными участниками продолжающейся реформы российской избирательной системы. Эта реформа идет перманентно с начала 90-х годов, то ускоряя, то замедляя свои темпы.
Российское гражданское общество, рожденное молодым демократическим государством, является неотъемлемым участником этой реформы.
Если общество через своих законодателей вырабатывает правила участия населения в управлении делами государства, в том числе посредством выборов, то представители гражданского общества, занимающиеся вопросами политических прав и свобод, должны задумываться о культуре проведения выборов на всех стадиях избирательного процесса. Культуре, как практической реализации общечеловеческих и духовных ценностей нашего общества.
Сегодня можно говорить об отсутствии сформировавшейся культуры проведения выборов. Культурный человек, неважно в какой сфере человеческих правоотношений это происходит, никогда не будет врать, обманывать, пытаться выдать желаемое за действительное и, безусловно, всегда будет подчиняться закону, как бы он к нему не относился.
С одной стороны, несомненно, мы должны влиять и на совершенствование и развитие избирательных процедур. Вносить предложения, предлагать, даже требовать, естественно, культурными методами, не переходя границы дозволенного. С другой, что не менее важно – быть проводником в широкие массы идей, принципов и особенностей, заложенных в основу электоральных процедур, проходящих выборов с учетом наших исторических, культурных и национальных особенностей, без которых не существует ни одна избирательная система в мире.
Нет ни одного государства, которое не пользовалось предоставленным ему правом ограничения политических прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. США, государство так называемой «старой демократии», в своих государственных интересах за тяжкие преступления лишает своих граждан не только пассивного, но и активного избирательного права. Ряд европейских государств (Италия, Греция, Кипр) считают возможным и допустимым в рамках принципа «свободных выборов» принуждать своих граждан к участию в выборах под угрозой административных санкций. Поэтому нет ничего удивительного, что и российский законодатель считает необходимым ограничить пассивное избирательное право лиц, совершивших тяжкие преступления.
Наше гражданское общество – это плод (в прямом и переносном смыслах) современной российской государственности, можно сказать – дитя демократического государства.
Но мы знаем, что дети бывают разными. Одни вырастают и продолжают развивать достижения своих родителей. Другие, еще не достигнув зрелого возраста, встают на путь предательства (вспомните историю Павлика Морозова).
Выборы – это продукт государства, созданный с целью более оптимального развития нации и народа, максимально учитывать чаяния и пожелания населения. Избирательные права и свободы это неотъемлемый атрибут выборов, который существует, прежде всего, в интересах сохранения государства. А не наоборот: якобы государство существует в интересах обеспечения избирательных прав, как это пытаются представить некоторые современные правозащитники, поборники «уличной демократии». Не будет сильного и самодостаточного государства с развитой экономической базой и высокой правовой культурой - о избирательных правах надо будет вообще забыть! И этому учит нас история. Поэтому в споре, что первично – государство или выборы, однозначно отдается приоритет государственности.
Нам надо больше заботиться о культуре организации демократических процедур, чистоте их проведения, а не пытаться ломать копья о нашу избирательную систему, которой еще предстоит пережить ни одну реформу, прежде чем она сформируется окончательно.
Федеральный уровень