Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. - Иммануил Кант
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com

 
Несчастные выборы

(5.01.2012)
Год нечестных выборов — именно таким запомнится в Петербурге завершившийся несколько дней назад 2011-й. Выборы в муниципальные советы Красненькой речки и Петровского, в ЗакС, в Госдуму… Из-за огромного количества скандалов они делегитимизировали в народном сознании как само понятие общенародного голосования, так и выбранную в прошедшем году власть.

История с географией выборов муниципальных депутатов, в которых должна была принять участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, больше месяца терзала душу городским журналистам и оппозиционерам. Метания из Ломоносова в Александровскую, забрасывание письмами глав советов иных муниципальных образований в рамках Северной столицы, попытки добиться утечки информации из Смольного ни к чему не привели. Опытная Матвиенко напоследок перехитрила весь город и зарегистрировалась там, где никто не ждал. Хотя избирательные территории, до которых снизошла губернатор, и раскинулись в районах подведомственных "верным тюльпановцам" — парламентариям Виталию Милонову и Вячеславу Макарову. По зачищенной территории, при отсутствии всякого сопротивления со стороны лояльных конкурентов и электората, Матвиенко въехала в Совфед как по накатанной дороге. Перепрыгнув по пути через муниципальный совет, ради мандата которого детективная история с этими выборами и была задумана.

Но "выборы без выбора", как их назвали оппозиционеры, были лишь прологом бурной осени. Началась она с развала городского отделения "Правого дела". Воскресшая с приходом в руководство миллиардера Михаила Прохорова демократическая партия буквально за несколько месяцев проделала путь из политического небытия до возможности преодоления заветного 5%-го барьера для прохождения в парламент. И обратно. В Петербурге эта драма повторялась в виде фарса: в течение пары месяцев руководство регионального отделения избиралось, раздвоялось, уходило и возвращалось. Лучше всего эти метаморфозы охарактеризовал петербургский бизнесмен Игорь Водопьянов, входивший в местный политсовет "Правого дела". По его словам, за одну неделю, проведенную на отдыхе в Испании, он вступил в партию, избрался в политсовет, сложил полномочия и вышел из партии. Уже к концу сентября социологические исследования показывали, что "Правое дело" выбыло из предвыборной гонки. А его место может занять "Яблоко".

Старейшая демократическая партия в стране показала петербуржцам (и "Правому делу") пример удачного воскрешения. Оказалось, что кроме яркого лидера, под которого все выстраивается, необходимо еще уметь договариваться. Чего, кстати, ранее за "яблочниками" не наблюдалось. Успешно зарегистрировавшись для участия в предвыборной гонке (что уже вызвало у многих удивление), "Яблоко" сумело провести в ЗакС аж шестерых кандидатов. Хотя за месяц до дня голосования им прочили лишь один мандат для Григория Явлинского. Но относительная лояльность "партии власти" и критика конкурентов-"справедливороссов", звучавшая порой в унисон с "Единой Россией", сделали свое дело. Правда, занять полдюжины депутатских кресел в Мариинском дворце без скандала "яблочники" не смогли. При оглашении горизбиркомом окончательных итогов выборов из предварительного списка потенциальных народных избранников от партии Явлинского исчезли две значимые фамилии — Александра Беляева и Михаила Амосова. По предварительным данным, опубликованным в первые дни после 4 декабря, известные в городе "яблочники" в ЗакС проходили. Но в итоге их места заняли Ольга Галкина и Вячеслав Нотяг. По слухам, обоих "протащил" в парламент лидер региональной ячейки партии Максим Резник. Закрепиться новоиспеченным депутатам в своих креслах пока не удалось. За несколько дней до Нового Года бюро партии проголосовало за сложение Галкиной и Нотягом полномочий.

Парламентарии заняли оборону, заявив, что решать такие проблемы должен суд. И, возможно, они его дождутся. О желании подать иск с требованием пересчета голосов заявил проигравший Нотягу на 31-й избирательной территории Вадим Войтановский. Экс-депутат от "Единой России" обвинил городские УИКи и ТИКи в фальсификации результатов голосования на его участках и потребовал привлечь руководство некоторых избиркомов к уголовной ответственности. Войтановский надеется на пересчет голосов, а в крайнем случае и на отмену выборов. Вместе с ним выступить против избирательных комиссий собирались еще несколько не прошедших в ЗакС депутатов-"единороссов", которые убеждены, что отданные за них голоса украдены при подсчете. Но при этом они не решились прийти на созванную ими же пресс-конференцию в "Росбалте". Так что единственным "отважным" пока остается Вадим Войтановский. В "Единой России" инициативу своих бывших парламентариев прокомментировали загадочными словами: "мужчины сбились с пути". А на Войтановского оказались не в обиде, пояснив, что ничего крамольного он не сказал. Действительно, на вопрос корреспондента "Росбалта", есть ли у него претензии к собственной партии, он ответил отрицательно. И заявил, что все его усилия направлены на судебные разбирательства с избирательными комиссиями.

Похожие намерения есть и у представителей других партий. Наиболее рьяно на этом поприще пока действуют "справедливороссы". Партия, долгое время считавшаяся "второй парламентской ногой Кремля", пускай и хромой, по итогам декабрьских выборов получила наибольший "профит". В Госдуме "эсеры" увеличили представительство почти вдвое: с 38 до 64 депутатских кресел, а в петербургском ЗакСе почти сохранили фракцию образца 2008 года, потеряв лишь один мандат — вместо "чертовой дюжины" депутатов они получили просто дюжину. Но и этого партии, за будущее которой еще в мае 2011 года городские политологи не давали "ломаных" 5%, показалось мало. На первом же заседании обновленного городского парламента "эсер" Алексей Ковалев, мотивируя отказ получения депутатских удостоверений из рук главы горизбиркома Александра Гнетова, заявил, что у его партии "откусили" не менее 6% голосов. Партийный юрист Вячеслав Плахотнюк спустя всего пару дней после выборов, выдал "Росбалту" целый перечень участковых избирательных комиссий, где по его мнению, кандидаты от "Справедливой России" не досчитались голосов. Всего счет исчезнувших "электоральных единиц" у "эсеров" идет на десятки тысяч.

Например, экс-кандидат от "Справедливой России" Игорь Лысенко заявляет о недоборе примерно в 5%. Выборы на его территории "Справедливая Россия" выиграла, набрав 26,41%. Вторую строчку заняла "Единая Россия" (кандидат — Аркадий Крамарев) с результатом 25,33%, а третью — "Яблоко" (кандидат — Борис Вишневский) — 21,73%. Но благодаря хитросплетениям современного городского избирательного законодательства, просто набрать больше всех голосов на своей территории мало. Это всего лишь "внутрипартийный рейтинг". А 26,41% для "справедливоросса" — результат не самый великий, и его не хватило, чтобы зарезервировать за собой одно из 12 депутатских кресел. Но Лысенко утверждает, что реально за его партию проголосовали более 31% избирателей, а за "Единую Россию" — только около 18%. Уменьшить его результаты, и увеличить данные по конкурентам получилось с помощью "карусельщиков", убежден экс-кандидат. Всего, утверждает "эсер", он и его наблюдатели "поймали за руку" на разных участках для голосования порядка 20 "карусельщиков". Если эту цифру помножить на количество избирательных участков — 20 штук, — то получится порядка 400 голосов в пользу конкурентов Лысенко.

"Но мы ловили одного, а десять сразу же убегали, поэтому сколько их было, точно сказать сложно. Их привозили автобусами. Но думаю, тысячи три таких "бюллетеней-фантомов" опустить в избирательные урны они успели", — убежден Лысенко.

Пойманых молодых людей наблюдатели отправляли в полицию, предварительно зафиксировав бланки с поддельными регистрациями, по которым "карусельщики" голосовали на разных участках. Обращения в горизбирком, ЦИК и прокуратуру по этим событиям писали не только "эсеры", но и "яблочники", и коммунисты.

"Один из "карусельщиков" в разговоре с нами признался, что ему заплатили за голосование за "Единую Россию" 500 рублей, и что он должен сфотографировать бюллетень с проставленной галочкой напротив этой партии",- рассказывает экс-кандидат.

По утверждению Лысенко, тех 5%, которых он лишился из-за "карусели", хватило бы для попадания в заветную дюжину депутатов-"справедливороссов". Он готовит иски в суд и настаивает на пересчете голосов "Единой России" в пользу его партии. При этом победившего на 29-й избирательной территории "яблочника" Бориса Вишневского этот "перерасчет" затронуть не должен, говорит Игорь Лысенко, поскольку проценты, полученные "Яблоком", — справедливые. По словам "эсера", в ТИКе, где данные по его участкам заносились в систему ГАС "Выборы", переписывания цифр избежать удалось благодаря тому, что он стоял "под дверью вместе с майором полиции". Сдерживая сотрудников администрации Центрального района, пытавшихся туда пробиться.

Но основная масса претензий "Справедливой России" к избирательным комиссиям заключается именно в манипуляциях с ГАС "Выборами". "Эсеры" уже во всю судятся, пытаются подмять под себя оппозиционные митинги, устраивают демарши в парламенте… И выглядят победителями. По сути, все эти махинации оказались в их пользу, поскольку российские избиратели, как показала практика, положительно относятся к "обиженным" политическим силам. По итогам несчастных "нечестных выборов" они стали наиболее раскрученной партией, претендующей на звание парламентской оппозиции. Но еще не набившей оскомину, как КПРФ и ЛДПР. И при этом полностью лояльной Кремлю.

Константин Петров
2011ФедеральныеСанкт-Петербург



5.01.2012 Федеральные: выборы в Государственную Думу 2011, Региональные выборы 2011, Местные выборы 2011, Аналитика, Санкт-Петербург
Source: Санкт-Петербург
Росбалт Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: