Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. - Л.Н. Толстой, "Война и мир" Том IV, Часть II
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Выборы в России » Выборы 2012 » ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ИМЕТЬ

 
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ИМЕТЬ

(12.10.2012)
Александр Ивахник

Правительство направило в Госдуму официальный отзыв на самый интригующий законопроект осенней сессии. Речь идет о проекте закона, запрещающем чиновникам и депутатам иметь денежные счета и имущество за рубежом. В отзыве, подписанном главой аппарата правительства, вице-премьером Владиславом Сурковым, говорится, что кабинет министров «в целом поддерживает» антикоррупционную направленность законопроекта, но считает, что ко второму чтению документ нуждается в «кардинальной доработке». В кардинальной до такой степени, что исходный смысл всей идеи во многом теряется.

Напомним, что законопроект был внесен в Госдуму в начале августа представителями всех четырех фракций: единороссами, активистами Общероссийского народного фронта Вячеславом Лысаковым и Валерием Трапезниковым, Андреем Луговым из ЛДПР, Александром Агеевым из «Справедливой России» и коммунистом Олегом Денисенко. Данная инициатива предлагает запретить лицам, замещающим государственные должности (членам правительства, судьям, губернаторам и т.д.), депутатам и сенаторам, сотрудникам правоохранительных органов, чиновникам всех уровней вплоть до муниципального, а также их супругам и несовершеннолетним детям иметь в собственности недвижимость и акции иностранных предприятий за рубежом и держать деньги на счетах в иностранных банках. Законопроект устанавливает шестимесячный срок, в течение которого чиновники должны избавиться от уже имеющихся у них иностранных активов (недвижимость и акции продать, а денежные средства из-за рубежа перевести на российские счета). В документе зафиксирован также запрет на приобретение имущества и ценных бумаг за рубежом в течение трех лет после ухода с государственной службы. Законопроект предусматривает строгие санкции за нарушение этих предписаний – штраф от 5 до 10 млн. рублей или лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Изначально было понятно, что эта популистская инициатива ориентирована на широко распространенные в обществе антиэлитные настроения и обречена на массовую поддержку, что и зафиксировали опросы общественного мнения. 6 сентября в интервью телеканалу Russia Today президент Владимир Путин отметил, что он не видит в предусматриваемых законопроектом определенных ограничениях для граждан, которые занимаются государственной деятельностью, «ничего необычного, особенно для наших реалий и нашей действительности». «В целом я считаю, что он [законопроект] возможен и в какой-то части, конечно, будет способствовать и борьбе с коррупцией», – выразил свою точку зрения президент. Краткий комментарий Путина был расценен как полное одобрение законопроекта. Сразу после этого руководители «Единой России» отказались от первоначально осторожной позиции в отношении инициативы активистов ОНФ и выступили с рядом идеологически окрашенных заявлений, смысл которых сводился к тому, что суверенитет превыше всего, что государевых людей необходимо оградить от возможного шантажа извне и что партия власти готова поддержать документ в радикальном варианте.

Однако идеология идеологией, а законопроект, несмотря на наличие в нем ряда лазеек для сохранения активов за рубежом, реально несет серьезную опасность для многих высокопоставленных государственных служащих, и в первую очередь, тех, кто открыто задекларировал заграничную недвижимость. О степени реальной болезненности этого вопроса для людей в высших эшелонах власти свидетельствовало заявление экс-министра финансов Алексея Кудрина 10 сентября: «Я знаю, что сегодня несколько членов правительства имеют свои, пусть и небольшие квартирки за рубежом. Я знаю, что у них настроение скорее уйти, чем продать. У меня даже такое ощущение, что, когда это будет объявлено, несколько человек просто уйдут». Через пару дней счел нужным высказаться на эту тему и человек, годом ранее уволивший Кудрина, – глава правительства Дмитрий Медведев. На встрече с активом «Единой России» в Пензе премьер-министр, согласившись с целесообразностью закрытия чиновниками заграничных банковских счетов, вместе с тем назвал «бессмысленным» запрет иметь недвижимость за рубежом. «Мы должны способствовать тому, чтобы чиновники открывали себя, а не прятали. Насколько я понимаю, та модель, которая находится сегодня в Госдуме, довольно лукавая», – считает Медведев. «Если мы будем таким образом пугать бизнес, говорить ему: «Если ты хочешь прийти на государственную службу, то ты всё спрячь куда-нибудь, а потом мы тебя примем», я не думаю, что это укрепит нашу государственную службу и, в конечном счете, будет способствовать правопорядку в нашей стране», – заявил Медведев.

После этого вектор публичного отношения в верхах российской власти к запретительному законопроекту думских заднескамеечников начал меняться. В сходном с главой правительства духе высказались первый вице-премьер Игорь Шувалов и ряд влиятельных сенаторов. Один из них, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и сам выходец из крупного бизнеса, Андрей Клишас заявил: «На госслужбу людей надо привлекать по профессиональным качествам, а этот закон перекроет туда дорогу огромному количеству людей из бизнеса. Или авторы проекта считают, что госслужба приносит такие доходы, что ради нее не жаль расстаться с имуществом?» Наконец, вновь скорректировалась и позиция руководства «Единой России», что могло свидетельствовать об отходе Кремля от прежнего категоричного настроя. Так, 18 сентября глава думской фракции ЕР Андрей Воробьев допустил возможность внесения изменений в законопроект ко второму чтению: «Если недвижимость, которой ты владеешь за рубежом, не представляет какие-то роскошные хоромы, а весьма скромное жилище, то может быть установлен какой-то предел, который позволит сохранить скромную недвижимость за рубежом».

И вот теперь руководитель аппарата Белого дома Владислав Сурков в официальном отзыве на законопроект указывает, что правительство в «целом поддерживает» антикоррупционную направленность законопроекта, но настаивает, что он «нуждается в кардинальной доработке при подготовке ко второму чтению». При этом правительство считает, что «введение дополнительных запретов для прохождения госслужбы может воспрепятствовать поступлению на госслужбу эффективных менеджеров и высококвалифицированных специалистов из негосударственного сектора». Что касается конкретно зарубежных объектов недвижимости, то этот вопрос должен быть детально проработан. В частности, «придется учитывать, что значительное количество таких объектов, находящихся в странах ближнего зарубежья, может быть унаследовано указанными лицами ввиду близкого родства с гражданами этих стран, что никак не связано с коррупционными правонарушениями». Правительство уверено, говорится в отзыве, что развитие антикоррупционного законодательства должно быть направлено на контроль со стороны общества и повышение ответственности чиновников «за сокрытие информации о доходах и имуществе». В этой связи в отзыве содержится напоминание о том, что 6 июня Госдума приняла в первом чтении пакет внесенных экс-президентом Медведевым антикоррупционных поправок, который «не предусматривает ограничений на приобретение имущества, если его стоимость соотносится с полученными законным путем доходами семьи служащего». Другими словами, в отзыве делается акцент на обеспечение прозрачности в вопросе о доходах и расходах чиновников, а не на прямые запреты.

Судя по комментарию, который дал «Коммерсанту» в связи с отзывом правительства пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, этот более осторожный и взвешенный подход на данный момент разделяется и в Кремле. По словам Пескова, законопроект будет тщательно дорабатываться, поскольку к нему есть много вопросов. В частности, «как быть с людьми, которые поступают на госслужбу из бизнеса», и как быть с чиновниками, у которых давно есть задекларированная недвижимость за границей. Песков заверил газету, что доработка законопроекта нужна не из-за страха обидеть кого-то из чиновников: «Если нужно, то можно и обидеть. Но есть тонкая грань – статус госслужащего накладывает обязанности, но это не должно превращаться в добровольную пытку и монастырь».

Однако такой компромиссный подход, призванный избежать расколов и столкновений внутри правящей элиты, определенно не устроит инициаторов законопроекта из числа радикально настроенных деятелей ОНФ. Вполне вероятно, что они, при отстаивании основ первоначального варианта законопроекта, попытаются апеллировать к инициатору создания фронта – президенту Владимиру Путину. И если президент будет ощущать острую политическую потребность в простых и броских популистских мерах, то вполне можно себе представить заход истории с полным запретом зарубежной собственности для чиновников на новый круг.
2012ФедеральныеФедеральный уровень



12.10.2012 Выборы 2012, Избирательное законодательство, Аналитика
Source: Москва
Политком.RU Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: